Курский автограф Андрея Тарковского



Курский автограф Андрея Тарковского

И вот на огонек в мой дом тихонечко вошел неброский прохожий,

загнанный дождем – мой, совершенно мой Тарковский.

Александр Бубнов

Понятно, что Курск – ни в коей мере не Мекка кинематографа. Здесь нет и никогда не было собственной киностудии, и потому наивно было бы ожидать какого­-то внушительного перечня кинодостижений, связанных с курским краем.

Но, как и в любом другом российском регионе, здесь рождались, жили, учились мастера и подмастерья, внесшие свой вклад – большой или не очень – в развитие отечественного киноискусства. Это режиссеры, актеры, сценаристы, писатели, чьи произведения были экранизированы. Кроме того, сама курская земля становилась подчас участником кинематографического процесса, то есть местом проведения съемок.

И потому в Год российского кино самое время вспомнить те фильмы, которые так или иначе связаны с нашим краем. Начнем же с одного из наиболее знаковых имен советского кинематографа – режиссера Андрея Тарковского.

Общеизвестно, что его официальная фильмография начинается с «Иванова детства» – это первый полнометражный фильм, принесший Тарковскому всеобщее признание. Но у этого дебюта была своя предыстория, а именно три коротко­- и среднеметражки, поставленные еще в бытность Андрея Арсеньевича студентом ВГИК: «Убийцы», «Сегодня увольнения не будет» и «Каток и скрипка».

В данном случае нас интересует вторая из этих кинолент – «Сегодня увольнения не будет» – по той причине, что снималась она в 1958 году в Курске на основе здесь же произошедших реальных событий. Речь в нем идет о том, как во время ремонтно­-строительных работ под мостовой был обнаружен склад пролежавших со времен войны немецких снарядов. Разминирование невозможно, поскольку, согласно инструкции, к ним и прикасаться нельзя! Но и не взорвешь – вокруг ведь жилые дома, а взрывчатки (30 тонн) хватит на то, чтобы на воздух взлетела добрая половина города. Группа солдат под командой капитана Галича приступает к спецоперации по погрузке боеприпасов и дальнейшему их вывозу за городскую черту. Все население на это время решено эвакуировать.

Искать в этом фильме признаки зрелого Тарковского, конечно, не стоит. Хотя и можно найти связующие нити с «Ивановым детством», но дело в том, что и это еще не в полной мере его тема. Ибо настоящий Тарковский начинается только с «Андрея Рублева».

Тем не менее отдельные признаки фирменного его почерка, а именно элементы модернизма, можно увидеть и здесь: колонка с льющейся водой, мигающая лампочка, болтающаяся кружка… Но это детали, а в общем и целом тематически и стилистически фильм этот гораздо больше соответствует дальнейшему творческому пути не Тарковского, а сорежиссера Александра Гордона.

Нет, это не нынешний телеведущий, это советский сценарист и режиссер, поставивший такие фильмы, как «Сергей Лазо», «Кража», «Схватка в пурге» «Сцены из семейной жизни», «Человек, который закрыл город», «Двойной обгон». С Тарковским его связывают крепкие творческие и даже родственные узы. Кроме того, что они однокашники по мастерской Михаила Ромма, Александр Гордон женат на сестре Андрея ­- Марине Тарковской. И еще интересный факт: именно Гордон дублировал на русский фильмы Тарковского, снятые за рубежом, – «Ностальгию» и «Жертвоприношение».

Таким образом, рассматриваемый нами курсовой проект студентов ВГИКа представляет собой симбиоз двух разноплановых художников, таких, например, как «Андалузский пес» – совместное детище Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали. И если на первый взгляд он может показаться незамысловатым, то уже при втором просмотре – когда фиксируешься уже не на сюжете, а на деталях, – производит впечатление никак не ученической работы.

Хорош актерский состав. В роли капитана Галича – главного героя – великолепный Олег Борисов (интересно, что в титрах он значится еще под изначальным своим именем – Альберт). И уж никак не пройти мимо того факта, что в этом фильме первые свои роли сыграли будущие мегазвезды советского кинематографа Леонид Куравлев (он-­то и произносит фразу, ставшую названием) и Станислав Любшин, который, на мой взгляд, по-­киношному наиболее фактурен здесь и колоритен.

Ну и, конечно, город. То, с чего мы начинали и что не может оставить равнодушным ни одного курянина.

Олег Качмарский