«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» – эту крылатую пушкинскую фразу любой русский человек слышал ещё в детстве. Но далеко не все знают, что на её основе работает большой раздел психологической науки – сказкотерапия, что означает «лечение сказкой».
В сегодняшней практике сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги. Каждый специалист находит в ней тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Как считают ведущие отечественные психологи, вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. А сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.
«На семинарах по сказкотерапии нам часто задают вопросы о том, как работать с конкретными проблемами: страхами, энурезом, тиками, агрессивностью и т.д., – пишет в «Основах сказкотерапии» Татьяна Зинкевич-Евстигнеева, – Часто мы отвечаем старой психологической поговоркой: «Не покупайтесь на симптом, работайте с причиной».
Занимаются сказкотерапией и в Курске. Очень широко применяет этот метод в своей работе практикующий психолог Анна Красницкая.
– Я работаю с детьми, со взрослыми, с семьями, – рассказывает Анна. – Со сказкотерапией впервые познакомилась еще в университетской библиотеке 15 лет назад. Кроме литературы для общего пользования представлена была литература к реализации, и в этом списке работы по комплексной сказкотерапии. Сказать по правде, присутствовал некоторый скепсис, мы ведь наукой занимаемся, а тут сказка, далекое что-то от реальности, с чудесами, вымыслом и фантастическими персонажами и еще более фантастическими событиями! И лишь спустя годы я открыла для себя всю масштабность и возможности сказки!
Из книги «Сказкотерапия детских проблем» Разиды Ткач можно узнать о том, как структурируются сказки по отдельно взятым детским проблемам:
- Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх перед медицинским кабинетом и другие страхи.
- Сказки для гиперактивных детей.
- Сказки для агрессивных детей.
- Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т.д.
- Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.
- Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.
– После углублённого изучения научных трудов по этому направлению, я стала применять их в собственной работе, – продолжает свой рассказ Анна. – Метод Комплексной Сказкотерапии позволяет найти подход к человеку, мягко и очень бережно внести коррективы, если это необходимо, либо направить, если человек оказался в ловушке. Это может быть ловушка как внешняя, установленная кем-то из окружения, так и внутренняя, которую каждый из нас способен для себя создать. Об этом направлении в психологии можно говорить, говорить и говорить. Любую сферу жизни возможно рассмотреть через Сказку, увидеть подсказки и использовать их для решения поставленной задачи.
Хотя и принято ассоциировать сказку с детством, но в полном объёме сказкотерапия применяется и в работе со взрослым контингентом. Здесь используются самые разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказы, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр.
Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр. А главным средством психологического воздействия в сказкотерапии, как основа любой сказки, является метафора. Именно точность подобранной метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе как с детьми, так и со взрослыми.
– Метод Комплексной Сказкотерапии – это именно Метод, т.е. путь исследования человека, способ получения сведений о клиенте, достоверной информации, используемых далее для практической работы, – поясняет Анна. – Сказкотерапия это не только применение Сказки в узком смысле слова, это и создание историй под клиентскую ситуацию, использование готовых авторских и народных сказок, элемент игры в разных вариациях и так далее. В каждой консультации в разной степени я использую знания из области Сказкотерапии.
Таким образом, сказка и жизнь сливаются в одно целое, заполняя под самую завязку и сознание человека, и его подсознательное. А из целого истекает конкретное воспитательное, либо терапевтическое, либо психокоррекционное значение. И если при психологической консультации сказки подобраны правильно, то появляется возможность на собственные проблемы и конфликты взглянуть со стороны. И найти правильное их разрешение.
А есть ли любимые сказки у самого психолога?
– Сказки всегда любила, – признаётся Анна. – Самыми интересными в детстве были, как ни странно, женские сказки – «Дикие лебеди» Андерсена, «Хозяйка медной горы» Бажова, «Волшебник изумрудного города» Волкова. Конечно, Пушкин. Сейчас предпочтения изменились, но, например, сказки западноевропейские, чешские, польские остаются любимыми и по сей день. Но что касается психологической практики, то здесь какой-то определенной любимой сказки нет, и не может быть, потому что каждый случай уникален: к одному подойдет сказка «Красная шапочка», к другому – «Горный мастер» Бажова, к третьему – древнегреческий миф, к четвертому случаю потребуется написание клиентской сказки. А кому-то более органичен будет вариант игры.
А ещё работа с использованием основ Сказкотерапии интересна Анне Красницкой потому, что находит внутренний отклик, очень созвучна с её личным мировоззрением. Каждый человек не является идеалом, в каждом есть как светлые стороны, так и теневые.
Сказка же позволяет определиться, в каком направлении стремиться, на что опираться, чтобы происходил личностный рост, чтобы отношения внутри семьи гармонизировались, чтобы дети выросли счастливыми и уверенными, способными любить, различать свои истинные желания.
Анна убеждена, что очень важно молодым (и не очень) родителям, бабушкам, дедушкам читать детям сказки, обсуждать их, стараясь понять логику действий героев, их путь. На любом доступном уровне. Сейчас жизнь очень быстрая, стремительная. Порой это не оставляет времени побыть с самыми близкими людьми и, тем более, наедине с собой.
Чтение сказок вслух помогает установить контакт с родными, с детьми. Пусть даже детям уже далеко за 20! К тому же в любящих руках сказка становится прекрасной воспитательной системой.
Олег Качмарский