Курский студент создал программу для ориентирования слепых в пространстве


Специальные чипы и QR-коды в первую очередь испытают учащиеся Курского музыкального колледжа-интерната


В Курском музыкальном колледже-интернате слепых сегодня обучается 100 студентов. Это единственное в мире образовательное учреждение, где готовят незрячих музыкантов. Сейчас музыкальное искусство здесь постигают молодые люди из 42 регионов России.

Евгений Алещенко приехал в колледж из Брянской области. В СМИ уже рассказывали о том, что домрист, обучающийся на втором курсе по специальности инструментальное исполнительство, разработал программу, помогающую незрячим людям ориентироваться в пространстве. Проект активно внедряют в стенах учебного заведения. Подробнее узнать о новшестве и познакомиться с изобретателем отправились корреспонденты РИА «Курск».

С первого прикосновения

Все студенты курского колледжа для слепых проживают в общежитии. Первый и второй этажи – для мужчин и для женщин, третий предназначен для семейных пар. От учебных классов их отделяет длинный коридор. По всему периметру он оборудован поручнями, на полу – тактильная плитка.

Евгений приглашает нас в свою комнату, где уже ожидает супруга Анастасия. У ребят похожие судьбы. Оба потеряли зрение в 20 лет.

Познакомились молодые люди в реабилитационном центре. С тех пор и не расстаются.

– В первый же день, когда ещё не было занятий, – вспоминает Настя. – Мы с девочками сидели в холле, а соцпедагог вывела мальчишек и говорит: «Приглашайте девчонок на прогулку». Женя подошёл ко мне, взял за руку...

Это было 3 августа 2016 года. Через две недели Анастасия и Евгений подали заявление, а в сентябре поженились, там же, в Железногорске.

– Дальше идём вместе. Учимся, живём и во всём друг друга поддерживаем, – говорит молодой человек.

От цифр и кодов – к музыке

Никто из супругов раньше и не думал о том, чтобы связать свою жизнь с музыкой. Анастасия в школе хотела быть ветеринаром. Повзрослев, сменила мечты на более романтичные: проводница, стюардесса... но под влиянием взрослых поступила на «бухгалтерский учёт». Сначала техникум, потом институт. Но после первой сессии в жизни Насти произошли печальные события, в результате которых она полностью потеряла зрение. Продолжать работать с цифрами девушка уже не могла.

Евгений с детства мечтал стать программистом. Ещё школьником участвовал в олимпиадах по программированию, занимал призовые места на всероссийском уровне, поэтому вопроса «куда поступать» в семье не стояло. Желаемый вуз, любимая специальность... Всё складывалось как нельзя лучше. На третьем курсе на парня обратил внимание педагог, собиравший в то время команду для проекта, но беда пришла внезапно: Евгений резко стал терять зрение.

– Третий курс я окончил, несмотря на проблемы. Верить до последнего не хотелось, всё надеялся, что зрение восстановится, – вспоминает молодой человек.

Походы по больницам не дали желаемого результата, диагноз поставили неутешительный: редкая генетическая патология, которая лечению не поддаётся. Руководство вуза посчитало, что слабовидящий студент не сможет продолжить обучение. Из института Жене пришлось отчислиться.

«А давай попробуем!»

В учреждение, где ребята познакомились, Евгений приехал на профессиональную реабилитацию, Настя – на социальную.

– По хозяйству я всё могла сама, благодаря маме, – говорит девушка. – Мне нужно было научиться пользоваться Белой тростью.

Женя же приехал осваивать навыки работы на компьютере. С техникой он всегда был на «ты», но в новых реалиях пришлось получать дополнительные знания.

– В Центре меня познакомили со скринридерами, «говорящими» программами, озвучивающими действия на экранах гаджетов. Если бы раньше я владел всей этой информацией, то вполне мог бы окончить университет, – говорит парень.

Впрочем, по мнению самого Евгения, всё что ни делается, к лучшему. Уже после свадьбы он уговорил Настю второй раз поехать в реабилитационный центр, теперь уже вместе на профориентацию. Как раз, когда молодые люди находились там, с концертом приехали представители музыкального колледжа для слепых, рассказали о своём заведении и многих заинтересовали.

«А давай попробуем!» – предложил и Женя.

«Yesterday» – от домриста

Несмотря на то, что музыкального образования ни у кого из супругов не было, со вступительным испытанием они справились. Настя поступила на класс домры, Евгений сначала выбрал гитару.

– У меня давно была мечта научиться играть на гитаре, но без начальной подготовки было сложно, и в плане техники, и в плане дальнейшего развития, – говорит молодой человек.

Проучившись два года, он тоже решил заменить семиструнную домрой.

– Для тех, у кого нет подготовки, этот музыкальный инструмент наиболее подходящий, – говорят педагоги.

Евгений и Анастасия очень благодарны своим преподавателям, опытным профессионалам, добрым и отзывчивым людям, которые смогли привить им любовь к музыке.

– У меня даже музыкальные предпочтения изменились, – делится Женя. – Сейчас больше слушаю классику.

А Анастасия мечтает сыграть «Каприс» Паганини.

Конечно, мы не удержались и попросили музыкантов исполнить что-нибудь дуэтом. А потом Евгений сыграл на домре легендарную «Yesterday».

Помощник для студентов

Позже Настя стала собираться на занятие.

– Провожать не надо, – кивнула она Евгению.

Ребята уже отлично ориентируются в пространстве. Хотя, признаются, поначалу было сложно. Потребовалось время, чтобы запомнить расположение кабинетов. Нумерация помогает не всем, например, ни Женя, ни Настя читать по Брайлю пока не могут. И таких, как они, немало.

– Мы освоились, но каждый год приходят первокурсники. Им тяжело, особенно тем, кто поздно ослеп, не знает нотную систему, шрифт Брайля. И я задумался над этим, – рассказывает Евгений. – Обратился к руководству колледжа, они помогли идею реализовать.

Студент разработал программу «Виртуальное пространство», которая помогает незрячим людям ориентироваться в помещении. Сейчас систему внедряют в здании колледжа. Все таблички в учебном корпусе и общежитии оснащены специальными чипами, так называемыми NFC-метками. На них записывается необходимая информация. Чтобы её услышать, нужно просто поднести к табличке смартфон.

– На сервере хранится вся информация, начиная от номера кабинета и заканчивая фамилией педагога, его графиком работы, – поясняет Евгений.

Практически все современные смартфоны оснащены чипами NFC. Но даже для тех, в которых эта функция отсутствует, сведения будут доступны. Рядом с меткой предполагается наличие QR-кода, дублирующего информацию. Достаточно будет навести камеру, и она отправит на ту же ссылку.

– Даже если человек не имеет в данный момент доступа к метке, он может зайти на этот адрес и узнать интересующую его информацию. Она будет храниться на отдельном минисайте, – продолжает разработчик.

По завершению проекта будет создана готовая база данных и скриптов, их можно развернуть в любой организации. Информацию можно редактировать, дополнять и удалять, причем для этого вовсе не обязательно владеть языком программирования, справится любой пользователь. 

Виртуальный «навигатор» поможет и зрячим

Евгений занимается программированием в свободное от занятий время. Он по-прежнему мечтает реализовать себя в любимой профессии. Его «виртуальный» навигатор – перспективное начинание. По мнению молодого человека, такой голосовой помощник был бы полезным в социальных, медицинских учреждениях и даже торговых точках.

– Бывает, на продуктах шрифт настолько мелкий, что даже зрячему человеку сложно разобрать состав, срок годности. Эту проблему просто решить, оснастив магазины NFC-метками. То же самое и в поликлиниках: было бы удобно сразу уточнить номер кабинета, в котором принимает тот или иной врач, этаж и график работы. А для людей с нарушением зрения это просто необходимо. В ту же кофейню зайдёшь, нужно постоянно обращаться за помощью к официанту. А если бы вся информация была в электронном виде, человек мог бы определиться сам, – размышляет Евгений.

Здание колледжа на сегодняшний день запрограммировано примерно на 80 процентов. В следующем месяце планируется завершить работу с NFC-метками в общежитии. Скрипт уже написан, осталось внести в базу данных всех проживающих здесь студентов.

– Вопрос решаем поэтапно, – говорит директор учебного заведения Михаил Коротких. – В дальнейшем нам необходимы дополнительные мощности, если говорить техническим языком, нужен отдельный сервер. Мы хотим создать систему. По метке незрячий человек узнает не только о том, какой это номер кабинета и кто преподаватель, но и расписание, сможет познакомиться с учебно-методическими материалами, хорошо бы и аудиоматериалы подгружать. Например, если это кабинет музыкальной литературы, сделать доступным всё, что связано с этим предметом.

Первокурсникам действительно поначалу приходится непросто. К сожалению, многие студенты не социализированы, отмечают педагоги. Ориентация в пространстве – это тоже один из элементов социализации, и у некоторых он на низком уровне. Разработка Евгения Алещенко – реальная помощь в адаптации будущих музыкантов.