В Курске транспортную сферу ждут большие преобразования. С января 2023 года начнётся реформа общественного транспорта. О нововведениях и изменениях курянам рассказал первый заместитель председателя комитета транспорта и автомобильных дорог Курской области Александр Васильченко.
Предполагается перевод пассажирских перевозок на регулируемый тариф и брутто-контракты, внедрение автоматизированной системы оплаты проезда и учёта пассажиров, введение службы контролёров и билетного меню.
Что касается инфраструктуры, здесь планируется организация выделенных полос и парковочного пространства, реконструкция электротранспортных предприятий, автобусного и троллейбусного парка, депо, замена остановочных комплексов.
Количество маршрутов сократится
После введения новой маршрутной сети количество маршрутов сократится практически в 2 раза, но на объёме пассажировместимости это не отразится. Его предполагается сохранить за счёт увеличения количества транспорта большого класса с 17% до 43%. Что же касается транспорта малого класса, его на улицах города станет меньше практически в 10 раз.
Изменится и организация пассажирских перевозок. В первую очередь, будет осуществлён переход на брутто-контракты. Перевозчики будут перечислять всю выручку на специальный счёт, а администрация – оплачивать работу на основании выполненного объёма.
То есть, перевозчик в соответствии с расписанием должен осуществить необходимое количество рейсов и сделать это качественно. Только в этом случае он получит оплату. Весь процесс будет контролироваться.
Появятся выделенные полосы
С 1 января начинается поэтапный запуск новой маршрутной сети. С этого времени движение нового подвижного состава будет осуществляться по 3 магистральным маршрутам: 41, 46, 50. Они идентичны прежним.
С мая по сентябрь продолжится запуск остальных маршрутов новой сети с заменой на новый подвижной состав. Переход планируют завершить до конца года.
Инфраструктура также будет меняться постепенно. Начать планируют с выделенных для общественного транспорта полос. Уже согласована с ГИБДД новая схема движения на улице Перекальского. На рассмотрении сейчас находятся улица Энгельса, проспект Кулакова и проспект Победы. В дальнейшем обсудят предложение по организации «выделенки» на улицах Дзержинского и Красной Армии.
Полосы дополнительно будут оснащены камерами фото и видеофиксации.
Развитие трамвайной сети
Развитие трамвайной сети – одна из резонансных тем в последнее время.
Модернизировать трамвайную инфраструктуру предполагают в три этапа. До 2024 года планируют создать депо с выездом маршрута №1, а также сделать ключевым маршрут №4.
До 2025 года при наличии финансирования и обосновании целесообразности трамвайный маршрут будет продлён до ДК «Лира», расположенного в микрорайоне Волокно, а маршрут №3 присоединят к улице Литовской.
Третий этап подразумевает строительство ветки по улице Сумской с выходом на Запольную. Срок его реализации – 2027-2030 годы.
Важно, что во время реконструкции трамвайное движение останавливаться не будет.
Уже к концу этого года в Курск для обучения специалистов поступит один трамвай «Львёнок».
– Вагон проедет по всей трамвайной сети города, чтобы понять радиус поворотов, так как габариты у современных трамваев изменились. Затем он будет использоваться для обучения водителей, – рассказал Александр Васильченко.
Троллейбусный парк обновится
В 2023 году в Курске будет модернизирован троллейбусный парк. В апреле этого года регион подал заявку на обновление подвижного состава на льготных условиях лизинга.
В первом полугодии ожидается поставка 15 современных низкопольных троллейбусов, которые ориентировочно летом должны выйти на линию. В дальнейшем поступит ещё 30 единиц транспорта. До конца года троллейбусный парк обновится полностью.
Планируется объединение первого и одиннадцатого маршрутов. Интервал движения при этом сокращается на 11 минут.
К 2024 году будет организовано движение троллейбусов с автономным ходом по улице 50 лет Октября. Без строительства и вложения средств в инфраструктуру.
Также регион подал заявку на поставку 10 электробусов и 3 зарядных станций.
Оплата проезда и льготы
Важный вопрос – развитие билетной системы. Внедрение новой маршрутной сети предполагает и современные способы оплаты.
Александр Васильченко отметил, что льготы для всех категорий сохранятся на 100 процентов, причем для граждан станут доступны все маршруты без исключения. Сегодня действуют только 40 льготных маршрутов.
К концу 2023 года планируется внедрение безлимитного проездного билета для всех жителей на всём транспорте. Тариф будет индексироваться ежегодно. Сейчас в комитете по тарифам и ценам разрабатывается методика.
Параллельно с этим внедряется Карта жителя Курской области. Организаторы обратились к гражданам с просьбой заблаговременно позаботиться о переводе на неё своих льготных карт.
Кроме того, сейчас тестируется система оплаты через QR-код и посредством Face Pay. Дополнительно появится сервис контроля оплаты безбилетного проезда. С 1 января на линию выйдут и контролёры.