Курянка Юлия Пикина обучает незрячих ориентировке в пространстве


Курян учат, как безопасно перейти дорогу, спуститься в подземный переход, сходить в магазин


У курянки Юлии Пикиной очень нужная и необычная профессия. Она тифлопедагог и инструктор по пространственной ориентировке для незрячих людей. Курян учат, как перейти дорогу, спуститься в подземный переход, сделать покупки в магазине.

Все дороги открыты с тростью 

Уроки проводятся как для детей, так и взрослых индивидуально или в небольших группах.

- Поднимаемся, тихо, аккуратно. Помним, что трость смотрит на два шага вперед у нас. Здесь, в подземном переходе, чаще всего играют музыканты, а это хороший ориентир для незрячих, - комментирует один из таких уроков Юлия Пикина.

Специальные карты, трость и знания - все, что нужно для таких занятий.

Курянке Александре Сальниковой они помогли справиться со страхами и стать мобильнее.

- Поначалу у меня была боязнь ходить самой. Я просто боялась выйти, был страх потеряться, что могу потерять ориентир. Но я позанималась с Юлей и как-то почувствовала трость, почувствовала, как с ней нужно обращаться правильно, чтобы не заблудиться и не потеряться. А еще поняла, что не нужно стесняться просить у прохожих помощи. Я стала незрячей в 15 лет, и было неудобно просить о помощи. Я привыкла думать: «Лучше я со всем справлюсь сама». А после курсов пропало это стеснение, страхи, - говорит Александра Сальникова. - Трость для нас - это все. Мы без нее никуда не сходим. Я почувствовала в руках трость и поняла, что все дороги открыты с ней. 

Юлия Пикина - учитель начальных классов в курской школе для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени». Вторая ее специализация - инструктор по пространственной ориентировке. Уроки для незрячих — одно из направлений программы «Особый взгляд» благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт». Благодаря ей люди могут подать заявки и бесплатно получить трости и пройти такие курсы.

В уроках могут принять участие как люди, которые не видят с рождения, так и те, кто потерял зрение в результате болезни или несчастного случая. А еще такие уроки посещают люди из других регионов, которые, например, приехали в Курск учиться. Курск им не знаком, а занятия по пространственной ориентировке помогают не заблудиться и познакомиться с необходимыми маршрутами.

Ориентиры и направляющие 

- У нас есть тактильные карты. Они выполняются разными фактурами. То есть пешеходная дорожка, например, выполнена бархатной бумагой. Здания я выполнила пенкой. Такой материал более толстый и ощущается лучше. Ребристой поверхностью выполнены основные отправные точки. Таким образом люди понимают, где они находятся. Это первичные ориентиры, - рассказывает Юлия.

Тактильные карты и карты обозрения нужны для того, чтобы люди не просто заучивали маршрут, а действительно умели ориентироваться в пространстве и понимали, где они находятся.

- Важные подсказки — ориентиры. Например, крыльцо или порожки. Они прекрасно ощущаются тростью, и незрячий человек не может упустить их. Бывают и звуковые ориентиры — звуки светофоров, открывающиеся двери или кассы в магазине. Также нужно обращать внимание на направляющие — это объекты, которые помогают держать прямое передвижение. Например, бордюры, ливневки, - поясняет Юлия.

Самое главное, что дают такие занятия - независимость и возможность самостоятельно познавать Мир.

 - Бывают такие ситуации, когда зрячих сопровождающих просто нет. А есть срочная необходимость куда-то пойти, что-то нужно, - говорит курянка Оксана Колесникова

- Я не жду никого, не прошу о помощи. Если мне нужно пойти в магазин, я просто собираю ребенка и иду. Если нужно с малышом погулять, я не жду, пока вернется муж или кто-то еще. Мы просто одеваемся и идем по своим делам. Такие моменты очень важны для незрячих, - подчеркивает Александра.

Елена Никулина, Александр Кальмаз