Михаил Аксёнов: «98% жалоб на рушения прав потребителей рассматриваются в пользу граждан»

11:33, 18 марта 2019

Михаил Аксенов

Традиционно 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. 2019 год в сфере торговли и услуг пройдет под девизом «Цифровой мир: надежные смарт-устройства». О том, какие новшества ждут покупателей, еженедельнику «Курск» рассказал временно исполняющий обязанности председателя регионального комитета потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Михаил Аксёнов.

— Михаил Николаевич, что интересного нас ожидает в ближайшее время?
— Сегодня цифровые технологии изменили характер многих услуг и продуктов, в месте с тем повышается и риск несанкционированного доступа к персональным данным. Поэтому работа компетентных структур должна быть направлена
на обеспечение безопасного свершения покупок, особенно дистанционным способом. Всемирный день защиты прав потребителей — хороший повод еще раз обратить внимание на то, что прогресс цифровых технологий должен, прежде всего, учитывать разносторонние интересы покупателей: это и право на качество и безопасность «умной электроники», и право знать о том, как собирается, обрабатывается и используется этими устройствами личная информация.
В этой связи важны мероприятия по повышению правовой грамотности как населения, так и продавцов через проведение тематических «круглых столов», семинаров, встреч в библиотеках, в общественном транспорте, в учебных заведениях.
Кроме того, подробные разъяснения по применению Федерального закона
«О защите прав потребителей» можно получить в консультационных центрах
Управления Роспотребнадзора, которые работают в Курске на улице Почтовая, 3; в Судже по адресу К.Либкнехта, 34; в Железногорске, на улице Гагарина, 31/2; во Льгове, на М.Горького, 9; в Щиграх на улице Красная, 81. Их контактные телефоны и адреса электронной почты размещены на официальном сайте региональной администрации.

— СМИ неоднократно освещали вопрос качества и безопасности продовольственного рынка Курской области. Что нового делается в этом направлении?

— Инновации состоят в том, что для обеспечения покупателей качественными товарами мы проводим системную работу по внедрению продукции местных производителей на прилавки магазинов, а для этого предлагаем дегустации, в том числе новинок на конкурсе «Покупаем Курское». Проводим сравнительные смотры качества, где активными участниками являются сами покупатели. Чтобы такие мероприятия стали достоянием большего числа потребителей, мы сотрудничаем с представителями региональных средств массовой информации.

— Михаил Николаевич, в возглавляемый вами комитет обращаются граждане за защитой прав. Каковы результаты рассмотрения и что можно посоветовать, чтобы не иметь проблем после покупки товаров или получения услуги?
— Благодаря межведомственному взаимодействию с федеральными, областными, местными структурами и общественными организациями, мы владеем сведениями о качестве и характере обращений граждан по всем сферам жизнедеятельности и 2 раза в год результаты рассмотрения докладываем губернатору.
В настоящее время используется еще одна форма эффективного взаимодействия с населением – через социальные сети, что позволяет оперативно реагировать на возникающие проблемы в сфере потребительского рынка.
Кроме того, вопросы состояния защиты прав потребителей рассматриваются под председательством губернатора на заседаниях Межведомственного совета по предметам совместного ведения.
В минувшем году поступило более 14 тысяч обращений по вопросам защиты прав потребителей. Наибольшее число жалоб связано с нарушением прав в сфере ЖКХ, здравоохранения, бытовых услуг, а также продажи некачественных товаров. Как правило, в 98% случаев обращения рассматриваются в пользу потребителей в досудебном порядке.
При этом наша задача – объективно отнестись к рассмотрению каждого обращения и отстаивать интересы только потерпевшей стороны. Конечно, в большинстве своем это и есть потребители товаров и услуг.
Бывают случаи, хотя и редкие, когда поступают необоснованные претензии к предпринимателям, и тогда мы даем соответствующие разъяснения гражданам.
Чаще всего поступают жалобы на отказ в обмене качественных сложно-технических товаров, таких как телефоны сотовой связи, телевизоры и другая бытовая техника. Порой совершаются необдуманные покупки данного товара, и когда возникает желание его сдать, требование потребителя не удовлетворяется на основании положений действующего законодательства. Аналогичная ситуация с возвратом медицинских изделий бытового назначения, приобретенных с рук распространителей на дому у покупателей. Последнее время распространена продажа пожарных и газовых сигнализаторов для установки в квартирах и домах, да еще и по завышенным ценам. Покупатели, особенно люди пожилого возраста, подписывают любые акты о том, что они ознакомлены с условиями продажи и не имеют претензий к продавцу, а когда понимают, что они обмануты – защитить их бывает очень трудно.
Достаточно много обращений, связанных с покупкой товаров в кредит или получением денежных средств. К сожалению, потребителям не хватает финансовой грамотности, и многие подписывают акты приема-передачи или договоры, не читая или не обращая внимания на мелкий шрифт.
Активным помощником в ликвидации этого пробела является Центральный Банк России, который проводит обучение с различными слоями населения. Мы также приглашаем сотрудников Банка на свои семинары с предпринимательским сообществом и в профильные учебные заведения.
Надеюсь, что и это интервью будет полезным для потребителей при совершении покупок и получении услуг.

По вопросам защиты прав потребителей куряне могут проконсультироваться у специалистов

До 25 марта с 9.00 до 17.00, в пятницу — с 9.00 до 15.45 граждане могут по телефону задать интересующие их вопросы сотрудникам регионального Управления Роспотребнадзора и Центра гигиены и эпидемиологии:

— Курск – 8 (4712) 58-71-86;
— Железногорск, Железногорский, Дмитриевский, Фатежский районы – 8 (471-48) 2-46-49;
— Льговский, Курчатовский, Конышевский, Рыльский, Глушковский, Кореневский районы – 8 (471-40) 2-14-88;
— Суджанский, Большесолдатский, Беловский, Медвенский, Обоянский и Пристенский районы – 8 (471-43) 2-16-38;
— Щигровский, Черемисиновский, Тимский, Советский, Касторенский, Горшеченский и Мантуровский районы – 8 (471-45) 4-39-65.

Разъяснения также можно получить по телефонам консультационного центра и пунктов для потребителей Центра гигиены и эпидемиологии:

— в Курске — 8 (4712) 22-33-01, 51-26-34;

— в Судже — 8 (471-43) 2-22-79;

— в Железногорске — 8 (471-48) 3-55-11;

— во Льгове — 8 (471-40) 2-40-14;

— в Щиграх — 8 (471-45) 4-20-65.

Вернуться к списку

Загрузка...

читайте также: