В № 37 газеты Курск мы писали о радостном для фатежан событии, которого они ждали без малого 20 лет, - открытии центральной районной больницы имени Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, известного в православии как святитель Лука крымский.
Медицинское учреждение носит имя этого угодника Божьего с сентября 2006 года, тогда здесь состоялось освящение молитвенной комнаты, а на территории Тихвинского храма восстановлен крест в честь архиепископа.
Многие куряне считают этого святого своим небесным покровителем и в скорбях и болезнях обращаются к нему с молитвой и горячей верой. Все дело в том, что с 1905 по 1908 год Валентин Феликсович работал в Курской губернии земским врачом и по праву считается одним из ее выдающихся людей.
Мужицкий доктор
Он родился 27 апреля 1877 года в Керчи в семье провизора Феликса Станиславовича и его жены Марии Дмитриевны. Среднее образование получил в Киевской гимназии. С детства мальчик отличался спокойным и твердым характером, рано проявил способности к рисованию, окончил одновременно гимназию и художественную школу и стал готовиться к экзаменам в Петербургскую академию. В 18 лет Валентину был подарен Новый Завет. Планируя стать живописцем, он увлеченно занимался рисованием, но, в отличие от своих товарищей, выбирал не пейзажи окрестностей Киева и не жанровые сцены. Его привлекала духовная сторона жизни: юноша делал зарисовки храмов, служб, молящихся людей.
Однажды во время вступительных экзаменов в Петербургскую академию художеств им овладело тяжелое раздумье о том, правильный ли жизненный путь он избирает. И тогда молодой человек поступает на медицинский факультет Киевского университета.
После его окончания Валентин Феликсович принимает решение работать только в провинции. «Я изучал медицину с исключительной целью - быть всю жизнь деревенским мужицким врачом, помогать людям», - писал он в своих мемуарах. Хирург никогда не делал различий между богатыми и бедными, много и напряженно работал, стремясь прийти на помощь каждому нуждающемуся.
В курской губернии
В ноябре 1905 года молодой врач с супругой Анной переехал в деревню Верхний Любаж Фатежского уезда Курской губернии, где заведовал маленькой участковой больницей на 10 коек. Помимо этого, он участвовал в обсуждении целого ряда вопросов, связанных с подведомственной ему территорией, в которую входило еще несколько сел и деревень: возвращение с воинской службы земских врачей, созыв съезда медиков, постройка заразных бараков в сельских больницах, посещение врачами школ. Ему также поручили устройство яслей в населенных пунктах и деревнях на его участке. После санитарных советов Валентин Феликсович возвращался домой только к вечеру и сразу же ехал в больницу.
«…Здесь я стал широко оперировать и скоро приобрел такую славу, что ко мне пошли больные со всех сторон, и из других уездов Курской губернии, и соседней, Орловской», - вспоминает свои будни святитель. В то время была широко распространена трахома глаз, лишавшая зрения тысячи людей. Валентин Феликсович возвращал им возможность видеть. В своей автобиографии он приводит по этому поводу такой случай: «Молодой нищий, незрячий с раннего детства, после операции прозрел. Месяца через два он собрал множество слепых со всей округи, и все они длинной вереницей пришли ко мне, ведя друг друга за палки и чая исцеления». Сам святитель так подвел итог своей работы в Любажской больнице: «Чрезмерная слава сделала мое положение в Любаже невыносимым. Мне приходилось принимать амбулаторных больных и оперировать с девяти часов утра до вечера, разъезжать по довольно большому участку и по ночам исследовать под микроскопом вырезанное при операции, делать рисунки статей…»
В период работы в Курской области врач ВойноЯсенецкий выполнил более 1500 сложнейших операций, обобщил ряд хирургических случаев и опубликовал свои первые научные труды. В 1907 году Валентин Феликсович был переведен в Фатеж, где заведовал более крупной больницей на 60 коек, но работать здесь пришлось недолго. Врач отказался приехать на дом к одному высокопоставленному чиновнику. После чего на него посыпались угрозы и обвинения, и Валентин Феликсович был вынужден уехать из Фатежа. Известно также, что в это время святитель посещал Глинскую РождествоБогородицкую и Коренную пустыни, где вел долгие беседы с настоятелем обители игуменом Исаией. Инок показывал ему монастырскую больницу, аптеку с запасом медикаментов и хирургических инструментов.
Путь к священству
В то время больные зачастую умирали не в результате неудачного оперативного вмешательства, а изза непереносимости наркоза. Поэтому многие земские врачи отказывались либо от него, либо от самих операций.
Валентин Феликсович последовательно изучал и внедрял новый метод обезболивания регионарную анестезию. Степень доктора медицины он получил именно за эту работу. Это самая щадящая по последствиям по сравнению с обычной местной и тем более общей анестезией, однако самая сложная по исполнению: укол делается в строго определенные участки тела - по ходу нервных стволов. В 1915 году вышла в свет его книга на эту тему, за которую будущему архиепископу была присуждена премия Варшавского университета.
После Курска хирург работал в Москве, Переяславле-Залесском, Самаре и других городах. А в 1917 году получил предложение переехать в Ташкент. Здесь в 1919м супруга Анна умерла от туберкулеза, оставив на руках Валентина Феликсовича 4 детей.
При всей своей загруженности главврача и практикующего хирурга городской больницы, он проявлял себя как активный член Церкви, всей душой болеющий за ее судьбы. На одном из епархиальных съездов даже выступил с продолжительной и горячей речью. После чего к врачу подошел владыка Иннокентий и сказал: «Доктор, вам надо быть священником!»
С крестом и молитвой
В 1921 году Валентин Феликсович был рукоположен во иерея. Наряду со священническим служением он по-прежнему лечил людей и преподавал на кафедре в медицинском университете.
Перед каждой операцией отец Валентин молился Божией матери, благословлял больного и йодом рисовал на его теле крест. В 1923 году отец Валентин (Войно-Ясенецкий) принял монашеский постриг с именем Лука и был посвящен в сан епископа. В годы воинствующего атеизма ему удавалось совмещать работу в советских клиниках и священническое служение. Природа этого поистине уникального явления до сих пор остается для многих загадкой. Его то сажали в тюрьму за исповедание православной веры, то давали Сталинскую премию за выдающиеся научные труды «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при огнестрельных ранениях крупных суставов».
В 1946 году отец Лука был возведен в сан архиепископа Крымского и награжден правом ношения бриллиантового креста на клобуке. Здесь святой совершал свой великий и многотрудный пастырский подвиг и завершил земное странствие после продолжительной болезни 11 июня 1961 года. Практически до последних дней архиепископ сочетал церковное служение с хирургической практикой. В 1995 году он был причислен к лику святых Украинской Православной Церкви, В 2000 году - к лику святых Русской Православной Церкви. Рака с его мощами находится в центральном соборе Симферополя.
Видимо, полуостров также был определен промыслом Божьим как последнее место, где жил и проповедовал святой. Ведь Крым - это особое, сакральное место для России. Он стал колыбелью православия, здесь принимал крещение князь Владимир, и отсюда религия стала распространяться по всей Руси. Архиепископ незримыми духовными нитями по-прежнему связан с нашим регионом. Сегодня на окраине Фатежа действует архиерейское подворье в честь святителя Луки Войно-Ясенецкого. Здесь монахини обители готовят сестер милосердия, которые будут помогать врачам районной больницы лечить страждущих.
А благодатная курская земля освящена не только образом чудотворной иконы Божией Матери «Знамение», но и присутствием на ней великого святого Луки Крымского, а тогда простого земского врача.
Дарья Заева