Пропагандистские и религиозные. Советские и современные. Да и просто – красивые. Вот такие они – курские мозаики. И у каждой – своя «жизнь».
Корреспонденты РИА «Курск» провели собственное исследование уличных мозаик областного центра.
Какую мозаику называют самой старой? А где находится самая большая? Что означает смальтовая композиция «Энергия» на улице Карла Маркса? А главное, чьими руками создавалась эта красота?
Ответы – в нашем материале.
Всевидящий Ленин и солнце на ладонях
Как отмечает ответственный секретарь Курского отделения Союза художников России Анастасия Соколова, в СССР мозаики были популярным видом монументального искусства.
- Мозаики часто имели пропагандистский, популяризационный характер, и изображали исторических личностей (например, Владимира Ленина), или успехи СССР в освоении космоса, мирного атома, сельского хозяйства или промышленности, - говорит Анастасия. - Процесс создания мозаики был очень долгим и мог занимать месяцы. Эскизы утверждала специальная комиссия, после чего художники могли начать работать над картоном в натуральную величину или масштабированием.
В нашем городе большинство советских мозаик создавались через художественный фонд Союза художников СССР. Как правило, каждое панно – результат командной работы. В Курской области в этом виде монументального искусства работали Вячеслав и Александр Коневы (отец и сын), Владимир Окаев и Глеб Барабанщиков, Владимир Капустин и Вячеслав Ванин, Михаил Заутренников, Владимир Сошников и некоторые другие курские художники и скульпторы.
Одну из наиболее известных смальтовых мозаик «Энергия» создал Вячеслав Ванин, работавший в художественном фонде курского отделения Союза художников СССР. Изображение на здании «Курскэнерго» (ул. Карла Маркса, 27) можно интерпретировать так – человек бережно держит в ладонях солнце, дающее огонь, энергию и тепло для человека и для хлебных колосьев.
На Администрации Центрального округа города Курска (ул. Невского, 5) два панно из керамической плитки в красных тонах были созданы в 1982-1984 годах. То, что на левом крыле - «Октябрь 1917», изображает Владимира Ленина в окружении красноармейцев и рабочих. На другом, которое называется «Труд», можно увидеть двух космонавтов, солдата и инженеров. Размер мозаик – 12 на 5,5 метров. В некоторых документах панно называются «Революция 1917 год» и «Строители нового мира». Верхняя часть обеих мозаик частично обсыпалась.
Исполнителем значится Глеб Иванович Барабанщиков. Эскиз создан Михаилом Михайловичем Заутренниковым и художником-монументалистом В.С. Иониным.
Ионин является учеником знаменитого мозаичиста Владимира Замкова, за работу в Олимпийской деревне Олимпиады-80 удостоенного Госпремии СССР. По эскизам Ионина была также создана мозаика «Скрипка» на здании Областного Дворца молодежи в Курске – панно было утеряно при капитальном ремонте. Интересно, что этот художник-монументалист посвятил мозаикам свой дипломный проект, и по нему в 1970 году студенты Московского высшего художественно-промышленного училища выполнили смальтовую мозаику «Дорогой Октября» в Ташкенте.
Владимира Ленина можно увидеть на еще одной уличной мозаике – на территории Локомотивного депо Курск (улица Станционная, 1). Панно частично закрыто сайдингом, что становится очевидно по обрывку лозунга «Вся власть Советам». Здание, вероятно, было выбрано не случайно. На нем целых три мемориальных доски.
Первая говорит о том, что здесь в 1905 году проходили сходки и митинги железнодорожников, а в марте 1918 года был образован первый в Курской губернии Ямской союз рабочей молодежи «3-й Интернационал». Вторая – о посещении 4 марта 1920 года паровозного депо председателя ВЦИК Михаила Калинина, прибывшего в Курск во главе агитпоезда «Октябрьская революция». Наконец, третья – о визите 25 мая 1921 года наркома путей сообщения Феликса Дзержинского.
Самая первая мозаика и самая большая
Мозаики стали распространяться по городам СССР в шестидесятые. Самым ранним (или одним из таковых) мозаичным панно в Курске можно считать изображение воина на стеле «Героям-курянам» на Красной площади.
В апреле 1965 года Курский облисполком объявил конкурс на проект памятника. Всего было подано 27 проектов, один из которых разработал студент Суриковского института – будущий скульптор Вячеслав Клыков. Однако жюри отдало предпочтение работе Владимира Капустина, Михаила Заутренникова и Марка Теплицкого.
Сооружение стелы, увековечившей имена героев-курян, было закончено в 1966 году. Автор мозаики - Михаил Заутренников. Он же в 1979 году создал смальтовое мозаичное панно плавательного бассейна санатория «Марьино», эскиз мозаики на фасаде курского завода «Счетмаш» и несохранившееся декоративное панно на Доме культуры комбината «Волокно» (сегодня - Городской культурный центр «Лира»).
Самая большая в Курске монументальная мозаика «Наука» находится на фасаде здания актового зала главного корпуса ЮЗГУ (ул. 50 лет Октября, 94). Ее тема понятна – развитие науки: химии, астрономии, физики, медицины со времен Аристотеля и заканчивая советской инженерией.
Смальтовую мозаику создал сын Вячеслава Конева – Александр Конев вместе с Владимиром Окаевым и Глебом Барабанщиковым. Эскиз на картоне в натуральную величину выполнили Владимир Капустин и Владимир Окаев.
- Сам корпус введен в эксплуатацию в 1973 году, однако на первых фото здания мозаики еще нет, - рассказал директор Музея истории ЮЗГУ Евгений Головин.
Еще одна мозаика находится неподалеку - на городском молодежном центре «Гелиос» (ул. 50 лет Октября, 102). Ее выполнили Владимир Сошников в соавторстве с Глебом Барабанщиковым. Если обратиться к древнегреческой мифологии, то там Гелиос - солнечное божество. Поэтому изображено солнце, вокруг которого вращаются планеты.
Мозаиками часто украшали фасады заводских Домов культуры. Так, два панно сохранились на площадке Курского аккумуляторного завода. Первое из них отражает события Октябрьской революции 1917 года, второе посвящено освоению космоса и ракетостроению.
Тема мозаичного панно на Ломакина, 17, которое по размеру может поспорить с «Наукой», – созидание и мирный труд. Та, что на корпусе худграфа Курского госуниверситета, имеет культурную направленность и лозунг «Искусство - народу».
А керамическая мозаика на детском саду №107 (переулок Хуторской, 1) изображает Спасскую башню московского кремля, голубей Мира, солнце и космонавта. Автор работы – художник Вячеслав Конев.
Храмовые мозаики
Практически все мозаики, которые сегодня можно увидеть на улицах Курска, были созданы еще в советские годы. Исключение составляют мозаичные панно на храмах. Например, мозаика с ликом Иисуса Христа есть над входом в Церковь Георгия Победоносца (ул. Карла Маркса, 76Б).
Подобным образом в 2020 году был украшен и фронтон Введенского храма (ул. Дубровинского, 40) - рисунок собирали на горизонтальной поверхности почти месяц, а затем закрепили на стене.
Самые сложные по исполнению и многочисленные мозаичные панно расположены на храме Новодворской иконы Божией Матери Свято-Троицкого женского монастыря (ул. Горького, 13/2). Как пояснили нам в канцелярии монастыря, мозаики изготовлены в Минске в мастерской Свято-Елисаветинского монастыря.
Редакция РИА «Курск» благодарит за помощь в подготовке материала ответственного секретаря Курского отделения Союза художников России Анастасию Соколову.
Алексей ПИЩУЛИН, фото автора, коллаж – Татьяна ШАХОВА