Триумфаторами завершившегося в Курске VI Международного конкурса камерного пения имени Георгия Свиридова стали Сергей Кайдалов из Санкт-Петербурга и Аббосхон Рахматулаев из Ферганы (Узбекистан). Губернатор Курской области Александр Михайлов вручил победителям дипломы и денежные премии.
Подводя итоги, председатель жюри Александр Ведерников отметил возросший исполнительский уровень конкурсантов, особо подчеркнув наметившуюся восточную тенденцию. Три года назад среди фаворитов также были певцы из Казахстана, Монголии, Бурятии. Причина выход на высокий уровень вокального образования в Азии и утверждение там сильных певческих школ.
Но и российские исполнители не оставили равнодушными взыскательное жюри.
Очень понравился мне Алексей Сергеев, отметил Александр Филиппович, это настоящий русский бас, поет очень образно. Поразила также самая молодая певица Валентина Правдина, несмотря на юный возраст, хорошо владеющая голосом.
Отдельным словом маэстро отозвался о курянах Елене Чесноковой и солисте обласной филармонии Андрее Капралове:
Андрея знаю еще по первым конкурсам. Он очень вырос в плане культуры пения и даже голос изменил с баса на баритон.
Отметим, что песня Георгия Свиридова на стихи Роберта Бернса Всю землю тьмой заволокло в исполнении Андрея Капралова стала одним из наиболее ярких номеров заключительного концерта.
Кроме того, Александр Ведерников обратил внимание на значимость этого творческого состязания в плане сохранения традиции камерного романсного жанра.
Этот конкурс отличается от других тем, что здесь сугубо камерное исполнение. Классический романс стоит здесь во главе. Из ему подобных можно вспомнить еще имени Глинки в Москве да, пожалуй, и все.
В любом состязании, однако, есть как фавориты, так и аутсайдеры. Но на то и конкурс, чтобы расставлять все точки над и. Весьма удачной оказалась и система оценки участников каждый член жюри выставляет свои баллы, затем они складываются, и таким образом определяется рейтинг.
Особо стоит отметить участие в работе жюри зарубежных гостей Лукаша Гая (Польша) и Давида Ригески (Италия). И если пан Лукаш в силу своих славянских корней уже хорошо знал русскую музыку, то для солиста театров Флоренции, Рима и Милана участие в конкурсе принесло множество открытий.
Я не знаю русского языка, рассказал Давид, и, когда ехал на конкурс, переживал, как же буду общаться, как буду понимать русские песни. Но когда услышал музыку Свиридова, то осознал, что для ее восприятия не столько важен язык, сколько душа и сердце. Русские и итальянцы имеют одну музыкальную душу, и если мой разум не понимает русских слов, то сердце понимает русскую музыку.
По сути это было взаимное обогащение: курские зрители узнали великолепного тенора Давида Ригески, а он, в свою очередь, открыл для себя музыку Свиридова.
Олег Качмарский