Не торговать доверием



Не торговать доверием

Курская делегация приняла участие в работе V Всероссийского форума региональных СМИ Траектория смысла, состоявшегося в Челябинске.

Это одно из самых значимых событий в профессиональном журналистском сообществе, на которое собирается пишущая братия со всей России. Здесь обсуждаются наиболее острые проблемы, стоящие сегодня перед отраслью, а участники обмениваются практическим опытом работы своих изданий.

Рейтинг на обмане

Основной дискуссионной темой на форуме стали так называемые фейковые новости (от английского фейк подделка, имитация, обман). Так как в современном мире количество средств массовой информации постоянно увеличивается, то соответственно возрастает и конкуренция между ними. Поэтому немало изданий идет по пути наименьшего сопротивления, либо откровенно фальсифицируя факты, либо попросту выдумывая их. Ради дутых сенсаций отдельные журналисты готовы даже на циничную ложь, лишь бы она приносила им внимание зрителей, читателей и слушателей. В итоге для корреспондентов фейк становится своеобразной нормой, а простому гражданину порой трудно разобраться во всех этих мутных потоках, которые обрушиваются на его мозг.

Губернатор Челябинской области Борис Дубровский вручает Алексею Волину символ мероприятия-бумеранг

Открывая форум, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексей Волин отметил, что необходимо повышать медиаграмотность в обществе, чтобы люди могли отделить зерна от плевел.

К сожалению фейк сегодня стал данностью, но противостоять ему можно только тогда, когда у каждого есть понимание о верифицированных (достоверных) источниках информации и тех, кто ими не является, отметил он.

Главный редактор Эхо Москвы Алексей Венедиктов

Продолжил тему главный редактор и ведущий радиостанции Эхо Москвы Алексей Венедиктов. В своем выступлении авторитетнейший журналист посоветовал коллегам не торговать доверием к себе и своим изданиям, потому что погоня за дешевой славой, в конце концов, ни к чему хорошему не приведет. Он привел примеры, когда жертвами непроверенных фактов становилось и само Эхо, и его слушатели, но благодаря оперативности и личным извинениям главного редактора перед аудиторией ее уважение удавалось сохранить.

Для любого журналиста самым главным является его имя, а также бренд СМИ, в котором он работает. И если здесь будет процветать фейк, то доверия к такому изданию никогда не будет, резюмировал Алексей Алексеевич.

В выступлениях других спикеров также отмечались болевые точки современных медиа, например, кликбейт в интернете, когда сетевые агентства ради дополнительных доходов или увеличения посещаемости сайтов используют кричащие заголовки. Как правило, это происходит в ущерб информационной точности и также является одной из разновидностей фейка.

Передовой опыт

На форуме много внимания уделялось вопросам дальнейшего совершенствования сферы массовых коммуникаций и тех перспектив, которые ожидают СМИ в ближайшее время. В частности, речь шла о развитии блогосферы, куда все больше устремляется взор обычных пользователей социальных сетей. Тем не менее о времени, когда традиционные медиа станут не нужными, речь не идет. Наоборот, и в России, и за рубежом отмечается всплеск интереса к печатной индустрии. Единственной особенностью становится электронная подписка, которая расширяет возможности полиграфической продукции.

В Курской области также есть уникальный опыт, востребованный сегодня всероссийским медиа-сообществом. Кстати, уже несколько лет подряд соловьиный край является безоговорочным лидером по количеству подписчиков на газеты и журналы в России 325 на одну тысячу человек. С большим отрывом от курян на втором и третьем месте, соответственно, расположились Республика Татарстан и Костромская область. Сохранить читателей, по словам председателя регионального комитета информации и печати Натальи Лымарь, позволяет не только плодотворное и конструктивное взаимодействие с Почтой России, но также постоянная работа по совершенствованию печатных СМИ области.

Курский опыт стал интересным как для региональных изданий большое внимание, в частности, проявили тюменские журналисты, так и федеральных партнеров. В ходе встреч на форуме были достигнуты договоренности о включении отдельных областных средств массовой информации в пилотный проект Фонда развития интернет-инициатив, который позволит дать эффективный инструментарий для развития онлайн-порталов.

Осторожнее со словами

Второй день Траектории смысла ознаменовался открытием образовательного практикума Союза журналистов России (СЖР) Инфорум и XX фестиваля СМИ Челябинской области. Приветствуя участников, губернатор южноуральского региона Борис Дубровский передал Алексею Волину символ форума бумеранг, выкованный местными мастерами-оружейниками. Какими бы ни были словесные перипетии или дебаты, каждое слово возвращается к своему автору. Как тут не вспомнить строки из знаменитого стихотворения Вадима Шефнера: Словом можно убить, Словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести так они были созвучны и с основной темой форума, посвященной фейкам, и с журналистской этикой в целом.

О них в своем обращении к участникам высказался заместитель председателя СЖР Алексей Вишневецкий, рассказавший о происходящих изменениях в творческом сообществе журналистов и тех преференциях, которые готовятся для всех членов Союза.

Также особое внимание спикер уделил вопросам искажения первоначального смысла публикаций после передергивания информации и вырывания фраз из контекста. Как это ни парадоксально звучит, но на форуме Алексей Вишневецкий сам стал жертвой фейка, когда его слова весьма фривольно истолковало одно из уральских изданий, приписав ему авторство невысказанной фразы.

Дальнейшая работа на форуме сосредоточилась в мастер-классах, где изучался опыт наиболее успешных интернет- проектов, перспективные ниши на рынке региональной рекламы, а также анализировалась актуальность новых информационных сред, таких как мессенджеры. Круглый стол с изучением лучших региональных практик в печатных СМИ провел секретарь СЖР Владимир Касютин.

Дмитрий Венедиктов