Михаил Гуревич: половина «МиГа»

Разработки замечательного авиаконструктора используются и сегодня в новейших истребителях
16:10, 17 июля 2019

Куряне определились с названием воздушной гавани. Жители региона предлагают присвоить аэропорту имя советского инженера-авиаконструктора Михаила Гуревича. Любителям авиации этого человека представлять не надо. Для остальных — небольшая справка от «Курск сегодня».

Советский инженер-авиаконструктор Михаил Иосифович Гуревич родился 31 декабря 1892 года в селе Рубанщина Курской губернии в еврейской семье винокура-механика винодельческих фабрик.

В 1902 году Гуревич поступил, а в 1910 году с серебряной медалью окончил гимназию в городе Ахтырка Харьковской губернии. В 1912 году уехал во Францию, где поступил на факультет математики в университет Монпелье, но в связи с началом Первой мировой войны не смог закончить обучение.

В 1917 году продолжил учебу в Харьковском технологическом институте, где и заинтересовался авиацией. Активно участвовал в работе «Общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма», проектировал и изготавливал свои первые изделия — планеры «Бумеранг» и «Аист».

В 1925 году окончил самолетостроительный факультет Харьковского технологического института, после чего уехал в Москву. Работал в разных конструкторских бюро, кроме работы над самолетами участвовал в проектировании судов для мелководья, картофелекопалок, хлопкоуборочных машин и других механизмов.

В 1937-1939 годах в составе советской авиационной делегации был в служебной командировке в США, участвовал в закупке лицензии на производство в СССР американских самолетов «Дуглас ДС-3» (в СССР Ли-2). По возвращении в Москву был приглашен на работу в КБ Н.Н.Поликарпова, возглавил группу общих видов и эскизного проектирования. В октябре 1939 года переведен в только что созданное новое конструкторское бюро, которое возглавил Артем Микоян, стал его заместителем. Работая в новом КБ занимался модернизацией самолета-истребителя И-153.

Двое создателей «МиГов» — Артем Микоян и Михаил Гуревич

В 1940 году Микоян и Гуревич создали истребитель МиГ-1 (И-200) (Микоян и Гуревич), а затем его улучшенный вариант МиГ-3. В 1940-1941 годах МиГ-3 строился большой серией и принимал участие в боях первого периода Великой Отечественной войны. В 1940-1957 годах Гуревич — заместитель главного конструктора, с 1957 по 1964 год — главный конструктор в ОКБ Микояна. После войны М.Гуревич совместно с Микояном проектировал первые в Советском Союзе реактивные истребители МиГ-9 и МиГ-15, который в начале 1950-х годов считался лучшим в мире. С 1947 года руководил разработкой и созданием в ОКБ управляемых ракет: КС-1 «Комета», X-20 «Комета-20», К-10С.

Велик вклад Гуревича и в создание катапультных кресел, спасающих пилотов при авариях и катастрофах. В 1954 году запущен в серийное производство МиГ-19, способный уверенно преодолевать звуковой барьер. В 1957 году Гуревич стал главным конструктором по беспилотной тематике.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июня 1957 года Гуревичу Михаилу Иосифовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В дальнейшем при его непосредственном участии была разработана целая серия истребителей опытных самолетов и серийных истребителей «МиГ». Дальний высотно-скоростной разведчик МиГ-25Р и перехватчик МиГ-25П стали последними самолетами, спроектированными и построенными под руководством Михаила Иосифовича. Целый ряд оригинальных, нестандартных решений, принятых Гуревичем, был воплощен в конструкциях МиГ-29 и МиГ-31.

В 1964 году, в возрасте 72 лет, по состоянию здоровья конструктор ушел на отдых. Роль М.И.Гуревича в становлении и развитии ОКБ МиГ трудно переоценить — его имя прочно вошло в историю всей советской авиации.  Последние годы авиаконструктор жил в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург). Скончался Михаил Иосифович 25 ноября 1976 года  и был похоронен на Серафимовском кладбище.

Информация из открытых источников

Вернуться к списку

Загрузка...

читайте также: