О курском писателе и педагоге, оказавшем влияние на Достоевского


«…братья с особенным воодушевлением рассказывали про своего учителя русского языка, он просто сделался их идолом, так как на каждом шагу был ими вспоминаем»


О курском писателе и педагоге, оказавшем влияние на Достоевского

Белые пятна на литературной карте Курского края постепенно продолжают заполняться. Благодаря инициативе сотрудников Курского краеведческого музея увидели свет «Святочные вечера» – сборник рассказов и сказок Николая Билевича, 210-летие со дня рождения которого мы отмечаем в декабре нынешнего года. А личность эта в высшей степени достойная, о чём свидетельствует биография.

Родился Николай Иванович 3 декабря (21 ноября по старому стилю) 1812 года в Курске в дворянской семье. Его отец преподавал в Курской мужской классической гимназии, а дядя – в Нежинской гимназии высших наук, где учились в то время ставшие впоследствии классиками русской литературы Николай Гоголь и Нестор Кукольник. Это же заведение закончил и Николай Билевич.

Для получения высшего образования в 1830 году Билевич поступает в Московский университет, однако в связи с недостатком средств он вынужден уйти на практические хлеба в Московскую практическую академию коммерческих наук. На должность учителя истории и географии. Таким образом началась педагогическая деятельность Билевича.

Николай Иванович даёт как частные уроки, так и работает во многих учебных заведениях. В частности, в пансионе Л. И. Чермака, где в то время (1834-37) учились братья Михаил и Фёдор Достоевские. И как вспоминает Андрей Михайлович, племянник великого писателя:

«…братья с особенным воодушевлением рассказывали про своего учителя русского языка, он просто сделался их идолом, так как на каждом шагу был ими вспоминаем. Вероятно, это был учитель незаурядный… Братья отзывались о нём не только как о хорошем учителе, но в некотором отношении как о джентельмене».  

Это свидетельство говорит о многом: повлиять на формирование личности одного из величайших писателей всех времён и народов, быть буквально его «идолом», дорогого стоит, не правда ли?

В Москве Билевич знакомиться со всем цветом тогдашней литературной жизни – с Полевым и Надеждиным, Киреевским и Загоскиным, Вельтманом и Фёдором Глинкой. По свидетельству современников, встречался он также с Пушкиным, Жуковским, Языковым.

Именно в те годы из-под пера Николая Билевича выходят наиболее известные его беллетристические произведения: «Картинная галерея светской жизни, или Нравы XIX столетия» (1833), «Святочные вечера, или Рассказы моей тётушки» (1836), «Журавль» (1846), «Сказка об Иване-Богатыре» (1847), «Мечта и существенность» (1849), «Петр Иванович Короткоушкин» (1853).

Судя по переизданным Курским краеведческим музеем «Святочным вечерам» – это добротная проза среднего пошиба для семейного чтения у камина. Здесь объединённые в единый цикл различные по форме, стилизованные под простонародную речь «страшные» истории и сказки. Жанр, обретший в то время огромную популярность. Достаточно вспомнить такие ставшие классикой циклы как «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» Антония Погорельского, «Вечер на Хопре» Михаила Загоскина, «Пёстрые сказки» Владимира Одоевского и, конечно, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николая Гоголя.

Истории от нашего героя не столь высоки художественно, они ближе к традиции анонимных народных сказителей. Однако национальная литература состоит не только из шедевров изящной словесности, полный её спектр включает в себя самые различные слои вплоть до низовых – лубочных – жанров. И «Святочные вечера» Билевича занимают в этом спектре весьма достойное место, недаром положительными рецензиями на первое их издание откликнулись Сенковский в «Библиотеке для чтения» и Белинский в «Молве». Попробуем же эту прозу, что называется, на вкус:

«Вот глядь Савельич на небо, а месяц как раз над макушкой у Савельича; он обернулся три раза кругом направо, перекрестился трижды, стал себе, и глядит на межу; глядит прямо и в оба: вот и почал сиять, да блистать свети-цвет; так золотом да блеском разномастным и разливается. У Савельича сердечушко разом и взболтнулось, словно цыплёнок в насиженном яйце. «Ладно!» – думает себе Савельич. Перекрестился ещё, поклонился на все четыре сторонушки, да и пошёл к меже. Идёт себе, да шагает, а с межи глаз не спускает; так и несёт морду вперёд, что твой землемер! Вот хотел шагнуть Савельич на самую межу, а тут прилучись быть окопу; Савельич и бух в окоп. Бухнул, не беда: можно выкарабкаться. Он и давай карабкаться: карабкался, карабкался, влез на окоп, и будто ни в чём не бывало, идёт себе да идёт к цветку; только глядь в сторону: ан сбоку стоит дубьё, воткнутое в землю; а на дубье торчит чья-то рожа ни рожа, харя ни харя, чёрт знает что, да и дразнит Савельича: то зубы оскалит, то язык высунет, и такие, и сякие художества творит! Ну не вытерпел Савельич, да и харкни в харю; тут его и обдало невесть чем, с позволения сказать, нехорошим. Савельич спохватился, вспомнил слова бабки Акулины, утёр себе рыло и пошёл вперёд».

Кроме того, Билевичу принадлежит ряд научно-публицистических статей и исследований, среди них «О преподавании русского языка и словесности» (1846), «Пребывание Карамзина в Москве», «Николай Иванович Новиков», «Русские писательницы XVIII века», «Русские писательницы XIX века» (все 1847), наконец «Коренная ярмарка в Курске» (1853).

В 1853 году по состоянию здоровья Николай Иванович уходит в отставку и возвращается в Курск. Здесь ему поручают работу над составлением официального справочного издания – «Памятной книжки Курской губернии». Эта книга стала последней работой Билевича, увидеть её в напечатанном виде он уже не смог. Писатель умер 15 (27) июля 1860 года в родовом имении в селе Патепок Щигровского уезда. В конце того же года вышла и «Памятная книжка Курской губернии».

К сожалению, портретного изображения Николая Билевича не сохранилось, на различных интернет-ресурсах в публикациях о нём ошибочно размещается изображение знаменитого писателя-декабриста Бестужева-Марлинского.    

Олег Качмарский

На заставке: Владимир Жданов. Вечер на святочной неделе