РИА Курск

Загружаем...

Оазис духовной экологии



Оазис духовной экологии

В Витебске прошел международный фестиваль искусств Славянский базар, в котором приняли участие курские мастера. С нашей газетой умельцы поделились своими впечатлениями и рассказали о лучших работах.

Как отметила заведующая отделом традиционной культуры областного Дома народного творчества Галина Манекина, на этот раз курская делегация посетила Славянский базар в составе шестерых умельцев ­- настоящих асов декоративно-­прикладного искусства. В их числе мастера: прорезной древесины Владимир Плугатарев, традиционной текстильной куклы -­ Елена Тихонова, ручного ткачества -­ Галина Скобликова, бондарства -­ Дмитрий Непанов, а также специалист по работе с берестой и тряпичной куклой Ольга Жихар и по плетению из природных материалов Надежда Голикова, с которыми нам удалось пообщаться лично.

Лапти -­ дело мудреное

Надежда Голикова по профессии инженер-­строитель. Не один десяток лет она проработала в проектных организациях, а когда вышла на заслуженный отдых, увлеклась народным искусством: стала посещать созданный на базе Дома знаний Университет сеньоров, где занялась изучением немецкого и английского языков, а также плетением из природных материалов камыша, соломки. Особенно понравилось работать с рогозом, за которым вместе с другими пенсионерами приходилось совершать походы на болота.

Ее девиз -­ все своими руками из того, что под ногами.

Недавно в запасниках музея рушников увидела свою первую шляпу, ­- рассказывает Надежда Владимировна, -­ и поразилась ее несовершенством. Приятно осознавать, как за 20 лет активной практики возросло собственное мастерство.

Сегодня Надежда Голикова народный мастер России, лауреат губернаторской премии За сохранение традиций, также награждена медалью главы региона за участие в Коренских ярмарках. Вот уже 10 лет работает в центре народного творчества Русь, где проводит мастер­-классы с ребятами младшего и школьного возраста, с детьми-­инвалидами, со студентами и педагогами дополнительного образования.

Одним из основных творческих направлений стало для нее плетение лаптей:

­ -Делаю современные изделия из рогоза. Сначала стремилась, чтобы было покрасивее, а теперь -­ чтобы попрочнее. Обуваю многие фольклорные ансамбли. Заказов много, даже очередь образовалась, делится рукодельница.

В фестивале Славянский базар Надежда Владимировна участвовала второй раз.

­ -Два года назад я была там впервые. И поразилась: как будто попала в какой­-то необыкновенный, сказочный город. Порадовало общение с коллегами­-мастерами, побывала в гостях у Марка Шагала в доме-­музее, где он жил, и там, где хранятся его работы. На этот раз с погодой не повезло 12 градусов и постоянный дождь. Но все равно все прошло хорошо, вспоминает она.

Еще одно увлечение Надежды ­- плетение кукол.

­ -К ним у меня трепетное отношение, ­- рассказывает мастерица. -­ Может, оттого, что детство мое пришлось на военные годы, и в свое время я не доиграла. Каждая кукла получается со своим характером. И это притом, что все они без лиц. Так повелось издавна, чтобы не пугать ребенка и чтобы нечистая сила не вселилась. Считалось, что раз есть лик, то, стало быть, есть и душа, куда может вселиться нечисть. Современные ребятишки тоже тянутся к этим куколкам.

В данном жанре у Надежды Голиковой созданы целые композиции, как, например, Репка, при изготовлении которой использовались береста и рогоз, соломка и кукурузные листья. Есть еще работа А куряне мои ратники бывалые на тему Слова о полку Игореве, или же по мотивам песни Демьяна Бедного Как в солдаты меня мать провожала.

Из жизни кукол

Ольга Жихар работает в Детской школе искусств в селе Рышково Курского района на должности заместителя директора по учебно­-воспитательной работе.

Около 20 лет главным ее увлечением была роспись по бересте, но все изменилось после первого посещения Славянского базара в 2015 году.

­ -Тогда был конкурс мастеров народной традиционной куклы. Казалось, что буквально каждый уголок Витебска заполнили данные игрушки -­ разных народов и традиций. Видать, все это совпало с моим внутренним состоянием, ведь я с детства очень любила свои куклы, ­- вспоминает Ольга Петровна.

Вот так и появилось новое увлечение, а буквально через полгода умелица заняла в этой номинации 3­-е место на фестивале Русь мастеровая в Старом Осколе.

Поскольку занималась она берестой, то первым ее изделием в новом жанре стала кукла­-берестушка. Давняя архангельская традиция, где берестяной столбик одевается в текстильные лоскутки, а вовнутрь закладывается молитва или пожелание. Кукла устанавливается около входной двери или в дверной наличник таким образом она охраняет дом. Одежда на ней не сшивная, а прикручивается, приматывается нитками. И обязательно из красных ниток должен быть обережный крест.

Интересна история куклы-­кувадки помощницы при родах.

К появлению на свет малыша женщина готовилась в бане, а муж ожидал в предбаннике. И там же вешали этих куколок, чтобы они отводили злых духов, а потом их закрепляли у ребенка над колыбелью. Были они яркие, красочные и становились первыми игрушками малыша. Кто приходил посмотреть на дитя, дабы не сглазить, говорил: какой хороший кукленок.

На основе кукол дети также учились разбираться в традициях, обычаях, познавали роль мужчины и женщины в семье и даже учились готовить пищу. Как, например, в случае с куклой­-кашей в виде мешочка, который наполнялся пшеном, гречкой или другой крупой. Размером он был с горшочек, в котором варилось блюдо. И мама приговаривала: по шейку наливаешь водички, по поясок насыпаешь пшенички ставишь в печку и варишь кашку.

У себя в школе мы открыли музей народной игрушки Кукольная слобода. Когда я бываю в различных поездках, на фестивалях, ярмарках, происходит обмен опытом. Очень много ныне коллекционеров, которые собирают народные игрушки различных регионов. И все привозимые мной экспонаты пополняют экспозицию нашего музея, делится Ольга Петровна.

С последнего Славянского базара мастерица привезла деревянную лошадку, изготовленную мастером из Украины, ну и, конечно, своих любимых кукол. Среди них коноплянка аналог российской стригушки, только у нас ее делают из травы, а в Белоруссии ­- из конопли. А если постучать по столу, кукла танцует. В числе приобретений ­ сделанная из старых тканей берегуша, название которой говорит само за себя.

Характерно, что, изготавливая ее для собственного пользования, в ход пускали те ткани, которые носили в семье, чтобы кукла обладала более действенной обережной силой. Если же для продажи тогда из новых тканей.

И во все эти глубины народных традиций можно погрузиться, один только раз посетив Славянский базар в Витебске… или же Кукольную слободу в селе Рышково.

В Курской области трудятся 854 умельца, из них 144 работают в традиционных направлениях, таких как керамика, лозоплетение, деревообработка, бисероплетение, гончарство, ткачество, тряпичная обрядовая кукла. Двадцати специалистам присвоено звание народного мастера России.

Олег Качмарский