РИА Курск

Загружаем...

Обучение без ограничений



Обучение без ограничений

В нашей стране для ребят с особенностями развития функционирует система специального образования. Однако обособленность коррекционных учебных заведений, к сожалению, одна из основных причин того, что уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. Альтернатива совместное обучение ребят с ограниченными физическими возможностями и детей без инвалидности в общеобразовательных школах.

Заниматься в обычной школе, иметь друзей и ходить в гости для ребенка-инвалида это мечта. Вместо всего этого он учит уроки с приходящим педагогом, а его единственным другом становится компьютер, который, конечно же, не заменит тепло человеческого общения. Но можно ли в общеобразовательном заведении создать условия для обучения детей с особенностями здоровья? Где же все-таки лучше учиться таким ребятам в специализированной или самой обычной школе?

Безусловно, в образовании детей-инвалидов есть своя специфика. Но в каждом классе, какой ни возьми, нет учеников с равными способностями. Кто-то усваивает материал быстрее, кто-то медленнее, кто-то с легкостью решает задачки и уравнения, а кому-то проще даются гуманитарные науки. Поэтому в любом случае приходится учитывать особенности и возможности каждого ребенка с инвалидностью или без нее.

Мы живем, как мы можем, а они живут, как мы поможем, эту фразу, как присказку, часто повторяет герой одного из фильмов. За данной цитатой кроется смысл инклюзивного образования, которое призвано изменить сложившуюся ситуацию с инвалидами. Оно становится частью жизни детей с ограниченными возможностями.

Наравне с ребятами без каких-либо проблем со здоровьем за парты садятся мальчики и девочки с особыми потребностями.

В 2016 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. Это знаменует намерение государства создать материальную среду для полноценной жизни инвалидов полноправных членов общества. В связи с этим на федеральном уровне были внесены изменения в действующее законодательство и ряд нормативных актов. Так, например, в Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 года Об образовании в РФ внесены изменения в статью 71, согласно которым с федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы снимается функция по установлению противопоказаний для инвалидов к обучению по программам бакалавриата и специалиста. Это означает, что с 12 мая 2017 года заключение об отсутствии или наличии противопоказаний для обучения по этим программам в общеобразовательных организациях высшего образования не требуется.

Согласно изменениям Федерального закона от 01.05.2017 №93-ФЗ О внесении изменений в статью 71 Федерального закона № 273-ФЗ, вступившим в силу 12 мая 2017 года, право на обучение по программам бакалавриата и программам специалиста за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют: дети-инвалиды; инвалиды I и II групп; инвалиды с детства; инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.

Профессиональная социализация лиц с ограниченными возможностями это не только удовлетворение потребности в профессиональном обучении, но и расширение интереса к трудовому и профессиональному обучению в условиях структурных изменений на рынке труда, роста конкуренции, что определяет постоянную потребность экономики страны в профессиональной мобильности всех своих граждан.

Таким образом, несмотря на то что заболевания, приводящие к инвалидности, могут быть разными нарушение речи, зрения, слуха, поражения опорно-двигательного аппарата, умственная отсталость, задержка психического развития и даже расстройство аутистического спектра, каковы бы ни были диагнозы, все инвалиды имеют право на получение достойного образования.

Много ли нужно ребенку с особыми потребностями? Таким детям необходимо лишь чувствовать нашу с вами поддержку и знать, что они ничем не хуже других. Самое главное, чтобы они могли в обществе наравне со здоровыми людьми получить профессию и войти в самостоятельную жизнь.

Дмитрий Разиньков, руководитель главный эксперт по медико-социальной экспертизе ФКУ Главное бюро МСЭ по Курской области Минтруда России