Один день из жизни курского трамвая


Корреспондент РИА «Курск» вышел на рейс и узнал, чем угощают пассажиры и кто такой «Аркашка»


Один день из жизни курского трамвая

Сегодняшний день, 30 апреля (по старому стилю – 18-е), можно считать днем рождения курского трамвая. 123 года назад, в далеком 1898-м, состоялся его самый первый рейс, от которого и ведет отсчет история электротранспорта в Курске.

Когда-то курский трамвай был популярным и даже прибыльным транспортом. Увы, в последнее время он переживает не лучшие времена.

Чем жив сегодня трамвай? Кто ведет его по улицам города, и кто его пассажиры? Чтобы ответить на эти вопросы, наш корреспондент вышел на рейс вместе с водителем Валентиной Конновой.

Обычное утро в депо

Если кому-то и покажется, что 7 утра – ранний час, то сотрудники Восточного депо возразят и будут правы: слесари, инженеры, диспетчеры, уборщики и мойщики начали выпускать трамваи на линию затемно, еще в 4.55. И далее – в 5.04, 5.08...

Учитывая, что последний вагон возвращается ближе к полуночи, а его еще нужно подготовить к утреннему выезду, депо вообще не спит. Прежде чем работающий на перегонке ночной водитель расставит вагоны на веере по 12 путям согласно расписанию следующего дня, трамваи пропускают через мойку, натирают окна, выметают из салона песок и убирают бумажки, дезинфицируют пассажирские сиденья и поручни. В независимости от того, поступали заявки или нет, мастера загоняют вагон на «канаву» (то же, что яма для автомобилей), строго проверяют и устраняют неполадки, заполняя «Книгу поезда».

Водитель приходит в депо за час до отправления, поэтому 48-летняя Валентина Коннова здесь уже в 6.30. Это значит, что встать ей пришлось в половину шестого, и то лишь потому, что живет в пешей доступности. А есть водители с Волокно, их привозит служебный автобус. Так, чтобы успеть на самый ранний рейс, в 3.30 им нужно уже стоять на остановке.

Быстро знакомимся – Валентине Алексеевне предстоит еще немало успеть. Она включает в салоне рубильник аккумулятора и поднимает к сети пантограф, осматривает колесные пары, токоприемник, рельсовый тормоз. Проверяет в работе педаль безопасности и кнопку дотормаживания, смотрит, чтобы рукава песочницы не были пустыми. Песок - первое средство, если вагон вдруг забуксует или пойдет юзом при торможении, хотя чаще это происходит осенью из-за опавшей листвы. На панели управления даже есть кнопка, которая сыпет песок под колеса.

Убедившись, что вагон исправен, Коннова направляется в диспетчерскую, где проходит обязательный медосмотр. Врач измеряет ей температуру и давление, просит подуть в трубочку алкотестера. Затем выдается путевой лист и комплект ЗИП – диэлектрические перчатки, аптечка, предохранители, а также тормозной башмак, необходимый чтобы застопорить колесную пару, если вагон вынужденно остановился на склоне. К слову об аптечке, каждый водитель трамвая обучен оказывать первую медпомощь. Конновой, правда, пока никого спасать не доводилось.

Оставшееся до выезда время Валентина Алексеевна с веником и тряпкой продолжает наводить чистоту внутри вагона и в водительской кабине – чтобы и пассажирам, и самой ехать было приятно. Подсаживается кондуктор Надежда Сорокина (работник со стажем - ни много ни мало 14 лет), и в 7.32 мы, наконец, выезжаем из депо.

Если раньше водитель был прикреплен к одному маршруту, теперь график скользящий, и маршруты каждый раз меняются. Валентине Конновой, работающей по 12 часов «два через два», так даже больше по душе, ведь все направления у нее любимые, хотя это и более напряженное из-за автотрафика.

Идем по «четверке»: «ул. Малышева - Железнодорожный вокзал». 30-километровая линия открыта 45 лет назад, в 1976 году, и до сих пор востребована. Хотя давно и не существует завода КЗТЗ, давшего толчок к возникновению сначала рабочего поселка недалеко от предприятия, а затем и одноименного микрорайона. Ведь, в общем, именно годы расцвета курской промышленности называют временем подъема трамвайного движения.

О жизни и любви к «Аркашке»

На Счетмаше зашли первые пассажиры, вольно рассевшись в пока еще пустом вагоне.

- Когда сказали, что будут снимать трамваи, перепугалась: до Перекальского, до работы, чем добираться, - риторически спросила Татьяна Овсянникова, сделав паузу и загадочно вслушавшись в легкий стук и металлическое «пение» колес. -  Нам трамвай очень нужен. И сейчас, когда Пасха, надо на службу в Введенский храм, это самый лучший транспорт. Кому с Мурыновки, без него вообще никак нельзя. Трамвайчиком и недорого, и удобно, и вовремя.

Как многие жители Курска не могут даже представить улицы областного центра без трамвая, так привыкла к своей работе за два десятка лет и Валентина Коннова.

- Сначала не думала, что стану сама водить, - призналась она. – Пришла в 2001 году кондуктором, но наблюдала за водителями, и мне нравилось. Как до сих пор нравится. За полгода выучилась. Когда первый раз без инструктора вышла на линию, волновалась. А еще сентябрь и сильный туман, отчего даже диспетчера переживали. Но ничего, отработала. В 27 лет ощущение было, что просто не могу накататься. Профессия очень хорошая. Ответственная, ведь доверяют жизни людей.

На улице Октябрьская вагон неожиданно стал. Загоревшаяся на доске приборов лампочка показала, что в сети упало напряжение. Это отключилась подстанция. Валентина тут же позвонила центральному диспетчеру, тот связался с энергодиспетчером подстанции. Не успел один из пассажиров, торопящийся на вокзал, сделать шаг к выходу, как ток пошел и трамвай возобновил движение. Три или четыре минуты простоя на графике заметно не сказались.

Вагон наш под номером 073 - чехословацкая Татра Т6Б5. Внешне и не дашь ему 30 лет. Кстати, один из последних трамваев, прибывших в Курск прямо с завода. Парк, конечно, пополнялся и позже, но уже не «нулевыми» экземплярами. Крупнейшей партией стали 20 «собянинских» КТМ, прибывших из Москвы три года назад – ровно столько Валентина Коннова ездит на 73-м. Так совпало, что на том самом вагоне, только с водителем Юлией Полещук, я ездил семь лет назад по маршруту №3, сокращенном в 2018 году на три километра с Химволокно до улицы Ольховской. Споры по поводу рентабельности данного маршрута и возможного его закрытия ведутся до сих пор.

- Раньше, целых 13 лет я работала на 84-м вагоне, он сейчас на консервации, - рассказала Валентина Коннова. - Такой же модели. Отдушина была. «Аркашкей» его звала, и слесаря также потом стали называть. Его когда на консервацию ставили, я даже плакала.

Собеседница немного смущается, когда разговор отходит от сугубо рабочих тем, но дорога у нас дальняя (полный круг занимает два часа), и постепенно узнается, что Валентина, к примеру, родилась в семье из десяти детей в деревне под Суджей. И то, что, отучившись в Харькове на крановщика, год работала на горячих печах литейного производства. Что восемь лет жила в Москве, устроившись оператором на Завод имени Лихачева – ЗИЛ. И что она почетный донор России: сдала кровь 78 раз. И даже что любит петь, а потому часто выступала в самодеятельности на конкурсах, которые проводились между трамвайным и троллейбусным депо. Про дух соревнования между троллейбусами и трамваями – тоже довольно неожиданно, хоть организация у них и одна – «Курскэлектротранс».

До остановки трамвая, звенящего на бегу

«1-я Пушкарная», - прогудели динамики, и через минуту опять – «Двери закрываются». Прекрасно обходясь без информатора, водитель сама объявляет остановки через небольшой микрофон. Все 35 знает наизусть, хоть среди ночи разбуди – перечислит по порядку. Так полагается, чтобы лишний раз не отвлекаться от дороги.

И все управление у нее тоже на автоматизме. Только когда вагон на защелку поставила, может левую ногу отпустить, а так педаль безопасности держит не отпуская. Правая же нога интуитивно переходит с пуска на тормоз и обратно.

- На встрече выпускников одноклассники сначала не могли поверить: «как ты такую машину водишь!», - вспоминает Коннова. – А меня трамваи с детства завораживали. Может, потому что сама деревенская. Часто с матушкой ездили в Курск и Харьков, где были трамваи. Моему уже сыну, Владу, и деваться было некуда. Когда я по 12 часов работала, а дома его не с кем оставить, сожмется на сиденье, и засыпает, катаясь со мной. Зато у него воспоминание – «мама катала на трамвайчике».

Холмистость Курска накладывает отпечаток на режим вождения. Если средняя скорость трамвая по городу 15-20 км/час, а на обособленном участке разогнать его возможно и до 40, то на уклоне вагон замедляется до 5 км/час. И это еще не все. Во время спуска по улице Красный Октябрь наш вагон сначала раз, а вскоре снова ненадолго останавливается: технические остановки - для проверки тормозов. Так же и при движении вниз к Кировскому мосту на Перекальского. Кстати, для экстренного случая имеется кнопка аварийного тормоза, а с помощью шнура можно опустить пантограф, обесточив трамвай. И есть кнопка экстренного торможения в салоне.

В час пик трамвай был забит пассажирами битком, особенно удачно подсобрав народ на Верхней Луговой. Вскоре рабочий класс сменили пенсионеры и учащиеся.

- До школы подъезжаем несколько остановок, и когда на тренировки или в бассейн, - почти хором, перебивая друг друга, рассказали 12-летние Алексей и Марьяна из лицея №21.

И показали то, что им заменяет проездной - «Транспортная» карта учащегося», которая приобретается за 100 рублей и действует три года, предоставляя право бесплатного проезда в городском муниципальном транспорте.

Сигналом у трамвая служит электрический звонок, в смешанном дорожном гудении легко различимый. И мы в который раз обозначаем свое присутствие, позванивая для невнимательных автомобилистов – пусть не забывают, кто тут главный.

По сравнению с другими маршрутами, на «четверке» трамваи идут друг за другом с наименьшим интервалом. На линии одновременно от 12 до 14 вагонов. Встречным Валентина приветственно вскидывает руку. Вот, у Школы картинга разминулись с Татьяной Подвейкиной – в свои 67 лет, говорят, даст фору любому молодому водителю. В Восточном депо любят вспоминать и Александру Жукову, которая проработала на курском трамвае больше полувека, уйдя на заслуженный отдых в 72 года.

Вообще по «горячей сетке» водителя трамвая, как впрочем, и водителей другого общественного транспорта, приравнивают к сварщикам и шахтерам. Поэтому при соблюдении ряда условий женщина может выйти на пенсию уже в 50 лет, а мужчина в 55. Кроме прочего, к 28 дням стандартного отпуска вагоновожатым за вредность добавляют еще 12, а кондукторам – семь дней.

Путешествие длиною в век…

Существуют ли такие обстоятельства, при которых трамваи совсем не выходят из депо? Коннова уверяет, что нет. Только если физически это станет невозможным. Так, впрочем, и произошло в феврале, когда работу всей системы парализовало на несколько дней.

- После дождя ночью стукнул мороз, и все покрылось сплошной ледяной коркой: провода и сам путь, - вспоминает курянка. – Устранять последствия вышло все депо. Тогда я впервые села на «снегодуй». На служебных СПС и снегоочистителях по очереди выезжали пробивать сеть: кто в ночь, кто днем. Пока все не восстановили.

А так в любую непогоду: и в метель, и в 20-градусный мороз трамвай выезжает на маршрут. Максимум, при введении особого режима могут добавить на рейс несколько минут, чтобы водитель не торопился.

В 10.53 на Малышева, вручную переведя ломиком стрелку, Валентина Коннова поставила вагон на запасной путь. Перерыв – 30 минут. Расположившись за чаем в диспетчерской, стала вспоминать, как работала 31 декабря и 1 января, а еще - любимых пассажиров:

- Одна женщина всегда садится на больнице Семашко и выходит на Дубровинского, на дачу ездит, - привела она пример. - Непременно комплимент скажет. Что-нибудь вроде: «вот вы так аккуратно останавливаетесь, как в ювелирном магазине». Когда сезон - то огурчиками, то помидорчиками или яблоками угостит.

Как раз на следующем круге подсел постоянный пассажир, помнящий Валентину Коннову еще кондуктором. Пенсионер Сергей Михайлович щедро отсыпал ей конфет – подслащивать водительские будни взял себе в обычай.

- Шлет приветы через других водителей, телефон попросил и, если долго меня не встречает, звонит: «Валя, вы на каком маршруте сегодня?», - улыбнулась женщина. - Бывает, что и круг со мной прокатится. А если по «единичке», доезжает до АПЗ и, погуляв там по лесу, спустя несколько часов на моем же трамвае может вернуться обратно.

На Литовской зашла пожилая женщина с копной крашеных рыжих волос и таким же рыжим шпицем за пазухой. Как она призналась, собачонку по кличке Колобок подобрала на улице. На трамвае миниатюрный пес ездит с ней регулярно.

А рядом для соседок, явно ему совершенно незнакомых, вещал старичок. Однако не только ближайшие слушательницы, но и весь остальной вагон скоро знал, с каким удовольствием ему работается на даче:

- Я вот не понимаю, как это некоторые на участок приезжают на три часа, - искренне удивился он. – Это ж переодеться только и назад. Я-то уже съездил пять соток вскопал. Два дня, правда, копал, неспешно.

Да, в трамвае, можно часами «греть уши»… Меж тем, если в обычный день за 12-часовую смену мы проехали бы пять кругов, то сегодня после завершения третьего возвращаемся в депо. Дело в том, что раз в восемь дней вагоны проходят ТО (не путать с ЕО - ежедневным обслуживанием).

В начале 4-го часа неутомимый трамвай уже через другие, въездные ворота, заехал «домой»: мимо мойки и веера, мимо законсервированного вагона № 84:

- Вон мой Аркашечка, - вздохнула Коннова.

А наш 73-й стал в ангар на «канаву», чтобы завтра на рассвете отправиться в новое путешествие по городу…

Алексей ПИЩУЛИН, фото автора