Одна перед оркестром: тяжело ли быть дирижёром курянке Юлии Жарковой


Корреспондент РИА «Курск» узнал, что «дирижёр – это музыкант-художник, у которого вместо кисти дирижёрская палочка»


Женщина – дирижёр симфонического оркестра – это редкость. При этом на дирижёрских отделениях средних и высших учебных заведений учится довольно много девушек. Часть из них после получения высшего музыкального образования получают возможность преподавать дирижирование. Но чтобы непосредственно работать с профессиональным коллективом – филармоническим или оперным, – необходимо заканчивать аспирантуру.

Одна из тех, кто проявил настойчивость в выборе этой профессии – дирижёр симфонического оркестра Курской государственной филармонии Юлия Жаркова. И наш первый вопрос – о том, с чего всё началось.

– Юлия Юрьевна, как случилось, что вы выбрали именно эту профессию?

– Наверно, не я её, а она меня выбрала. Такое стечение обстоятельств. В юности никогда не думала, что буду дирижёром симфонического оркестра. Даже в мыслях такого не было. Просто как-то само собой получилось.

Я закончила в Воронеже институт искусств, причём по классу баяна, и там же поступила в аспирантуру на дирижирование. Почему именно дирижирование? Видимо, потому что это профессия меня заинтересовала. Захотелось разобраться – как это возможно управлять большим коллективом при помощи не только слов, но и жеста. Сама профессия, конечно, очень интересная. Когда ты видишь, насколько оркестр подвижен, насколько он тебя понимает, слышит и чувствует.

– Что главное в работе дирижёра?

– Как говорил Геннадий Рождественский, главное – это намерение. Если дирижёр знает, чего он хочет добиться, он должен эти намерения передать каким-то образом музыкантам оркестра. И тогда всё получится, оркестр превратится в единый организм.

Многие мне задают вопрос: а зачем вообще эта профессия нужна? Зачем нужен дирижёр, разве музыканты не могут сами сыграть? И дело в том, что раньше – в 17-м – начале 18 века – действительно дирижёров в оркестре не было. Дирижёрские функции выполнял первый скрипач – концертмейстер струнной группы. Он сидел на возвышении, чтобы мог видеть весь оркестр и его все видели. Он играл свою партию и мог ещё и руководить другими.

– А когда появилась должность дирижёра?

– Это уже 2-я половина 18 века. И связано это было с усложнением музыкального материала, в связи с чем дирижёр стал просто необходим. В обязанности дирижёра входит управление агогикой, то есть темповыми изменениями, определённым группам инструментов он показывает момент вступления, кроме того, это и музыкальные штрихи, да очень многое. Дирижёр – это музыкант-художник, который рисует картину. Только вместо кисти у него дирижёрская палочка.

– И без него оркестр поплывёт, распадётся на куски…

– Есть множество сложных моментов, когда оркестр может разойтись, одна группа не будет слышать и понимать другую. Дирижёр – это объединяющее начало, главное связующее звено. Его видят все музыканты, и он для них – главный ориентир. Все казусы в оркестре избегаются благодаря дирижёрскому жесту.

– Что представляет сегодня симфонический оркестр Курской филармонии? С какими основными проблемами ему приходится сталкиваться?

– Сейчас в оркестре более 60 человек. Руководитель оркестра и главный дирижёр – Игорь Сукачёв. Ему и приходится разрешать все вопросы, связанные с административно-финансовой сферой.

А проблем хватает. В целом оркестр укомплектован, однако не хватает некоторых партий – второго гобоя, первого фагота – их приходится приглашать из другого города. Но главное, у нас нет замены. Многие оркестры имеют по два состава, например, исполнителей на духовых инструментах, у нас же только один. И подмены в случае болезни кого-нибудь из участников или какой-то другой причины не получится.

Кроме того, нужно обновлять инструментарий. Назрела необходимость в покупке ударных инструментов, да и духовых тоже. Но это очень дорогостоящее мероприятие.

– Как вы распределяете выступления с главным дирижёром?

– Ну, с этим никаких проблем нет. Всё это происходит заблаговременно. Обычно в конце сезона определяется репертуар на будущий сезон. Тогда всё и распределяется. У симфонического оркестра есть свои конкретные абонементы, их мы и делим. Так что никакого соперничества не возникает.

–  При том, что вы постоянно пребываете в музыкальной среде, остаётся ли возможность для собственных музыкальных предпочтений?

– Я очень люблю оперную музыку – и нашу, и зарубежную. Потому люблю работать с вокалистами. Когда нахожусь на отдыхе, без музыки тоже не могу обходиться. Обязательно нужно что-нибудь нужно послушать. Причём это может быть музыка самых разных жанров – не только симфония или опера, но и популярная классика, или даже джаз. Считаю, что нужно интересоваться и осваивать самые разные музыкальные пространства.

Пользуясь случаем, хочу поздравить всех женщин с праздником 8 марта. И отдельно тех, кто занимается музыкой – моих коллег-музыкантов. Пожелать им здоровья, счастья, семейного благополучия, всего самого доброго.

Беседовал Олег Качмарский