ОСАГО точка нет



ОСАГО точка нет

Казалось бы, Курская область не относится к проблемным в плане ОСАГО регионам. У страховщиков нет грандиозных убытков, как в Краснодарском крае, да и самих компаний вроде бы достаточно. Так почему же курские автовладельцы опять мечутся в поисках того, кому отдать свои (и, заметьте, немалые) деньги, чтобы оформить «автогражданку»?

Проверено на себе

Для начала расскажу собственную историю. Изрядно помучившись в прошлом году в поисках бланков ОСАГО, я искренне была уверена, что после двух повышений базового тарифа – в апреле и октябре 2015­-го – никаких проблем быть уже не должно. Поэтому за неделю до окончания срока «автогражданки» я приехала в свою страховую компанию, чтобы получить новый полис и спокойно ездить еще год. А вот и нет – как писал классик, «и вечный бой – покой нам только снится…» Сначала выяснилось, что мою страховую купила другая аналогичная контора, так что никаких привилегий постоянного клиента у меня теперь нет. Потом оказалось, что у других страховщиков меня ждали очереди (на ближайший месяц-­-два), прием по записи и прочие неприятные сюрпризы в виде так называемых «допов». В одной из компаний, чье название состоит из трех букв и куда я должна была попасть по протекции подруги, без обиняков заявили, что к страховке придется «добавить» ­- от 600 рублей и выше, в зависимости от марки машины. В другую компанию, чья деятельность в прошлом году вообще была приостановлена из­-за поголовного впаривания к ОСАГО «нагрузочного» страхования жизни, имущества и так далее, я даже не стала обращаться – судя по отзывам в интернете, здесь ничего не изменилось. А пообщавшись с читательницей, проработавшей страховым агентом в этой компании больше 30 лет, лишь убедилась в правильности такого решения. Ей так и не удалось оформить ОСАГО на машину своей дочери без «допов» -­ ни в прошлом, ни в этом году. Не помогли ни личные звонки, ни предполагаемая «цеховая солидарность»: в прошлом году пришлось дополнительно застраховать квартиру, в этом – заплатить больше тысячи рублей, как было указано в квитанции, «за услуги»…

В результате, обойдя и обзвонив несколько компаний, я пришла к мысли, что на «автогражданке» придется ставить жирный крест. Мыслимо ли это ­- тратить рабочее время и личные нервы на поиски тех, кто возьмет твои деньги в пределах установленного Центробанком тарифа?

Не спас и интернет – разрекламированный электронный полис ОСАГО (лично об этом писала, и не раз) на деле оказался фикцией. Попытавшись оформить его через сайты страховых компаний, я столкнулась с отказом в регистрации, ошибкой системы, отсутствием моих данных в Российский cоюз автостраховщиков (РСА) и тому подобными «сбоями», знакомыми всем, кто захотел получить ОСАГО без очередей и дополнительных сборов.

Зато в обзоре Центробанка по страховым компаниям написано следующее: «Приобретение и продажа страховых продуктов через интернет по­-прежнему непопулярны». Дескать, доля страховых взносов по итогам прошлого года не превышает 0,3 процента.

Как точно заметил в своем комментарии один из посетителей сайта страховщиков, «непопулярны потому, что эти онлайн­-сервисы НЕ РАБОТАЮТ!!!»

Виноваты автоюристы?

Мое «автогражданское» реноме спас случай. Придя в компанию, оформляющую ОСАГО без нагрузок, и приготовившись провести несколько часов в очереди, я буквально в дверях столкнулась с ее директором, который оказался моим давним знакомым.

Он рассказал, что на прошлой неделе представители страховых компаний, Центрального банка и Верховного суда провели встречу для обсуждения проблемы «криминальных юристов, специализирующихся на спорах по возмещению ущерба в рамках «автогражданки». По мнению страховщиков, именно эта проблема является основной для рынка обязательного автострахования. Якобы из-­за нее компании столкнулись с многомиллиардными убытками, а автовладельцы – с недоступностью полисов ОСАГО, поскольку в некоторых регионах страховщики попросту свернули свою деятельность.

В Курске на многих маршрутках можно заметить объявления, сулящие очевидцу ДТП, оперативно сообщившему о нем по указанному телефону, 50 или 100 рублей на мобильный. Таким нехитрым способом вышеупомянутые автоюристы получают клиентов, у которых перекупают их «автогражданскую ответственность» и заставляют страховую компанию заплатить «по полной». Об этом механизме мне рассказал тот самый директор страховой, где я впоследствии таки оформила ОСАГО – без дополнительных затрат и с реальным КБМ. По его словам, участники ДТП, продающие автоюристам свое право требовать возмещения убытков со страховщиков, зачастую не знают, что становятся соучастниками махинации, а с тех сумм, которые «отыграют» для себя юридические конторы, им придется заплатить налог в 13 процентов…

Собственно, этой ситуации могло бы и не быть, если бы страховые компании изначально честно рассчитывались со своими клиентами и не пытались на них сэкономить. Все получилось по рыночным законам – спрос рождает предложение. Так что, как говорил великий классик, «на зеркало неча пенять…»

Об этом же, кстати, напоминают и в Федеральной антимонопольной службе (ФАС), неожиданно выступившей на стороне автоюристов. По словам заместителя руководителя ведомства Андрея Кашеварова, «у каждого гражданина есть право выбирать способ защиты»: «И если кто­-то что-­то недоплачивает, надо в первую очередь смотреть на себя с точки зрения выплат, а не обижаться на кого­-то, кто защищает права, если они требуют защиты по существу»…

Тарифы будут расти

Вот такие «мысли вслух» я обнаружила на одном из страховых сайтов, где представители страхового рынка Татарстана обсуждали ситуацию на рынке ОСАГО. «Единственный вариант ­- отпустить тарифы. Если отпустить тарифы, то страховщик сам будет смотреть, по какой цене кому продать. Пришел дедушка, который два раза в год за руль садится — с него 6 тысяч не берут, а за две тысячи полис делают. Пришел студент Пупкин. Заглядываем в базу, а у студента Пупкина уже была авария. Благодаря ему страховая компания ежегодно платит 200 тысяч. Ему будет тариф 250 тысяч. Денег нет? Тогда ходи пешком, раз не можешь ездить…»

А вот что говорят сухие цифры, предоставленные Центробанком России: поэтапное повышение тарифов (октябрь 2014 года, апрель 2015 года) привело к росту средней страховой премии по ОСАГО с 3,5 тысячи рублей в 2014 году до 5,5 тысячи рублей в 2015 году и снижению количества заключенных за год договоров на 7,8 процента. При этом ОСАГО оставалось ключевым источником роста страхового рынка.

Сумма выплат по ОСАГО в первом квартале 2016 года составила 34,336 млрд рублей. А дальше – задачка для третьего класса: 49 млрд рублей дохода минус 34 млрд рублей расходов. Так на что жалуемся, господа страховщики?

Добро пожаловаться…

При всех вышеперечисленных трудностях от автогражданской ответственности владельцев автомобилей никто не освобождает – за отсутствие полиса ОСАГО грозит штраф от 500 до 800 рублей, а то и вовсе запрет на вождение автомобиля, разве что без снятия номеров.

Необоснованный отказ страховщиков дает право на обращение в надзорные органы.

Самое главное – приложить неопровержимые доказательства, одним из которых вполне может стать письменный отказ страховой компании. Правда, для этого придется заранее отправить в эту компанию по почте пакет документов, включающих заявление (его форма утверждена приказом Минфина России от 01.07.2009 №67н), копию водительского удостоверения, паспорта или свидетельства о регистрации транспортного средства, диагностической карты. Желательно сделать это с обязательным уведомлением о вручении почтового отправления – оно будет доказательством того, что компания бумаги получила. После этого в течение 30 дней страховщик обязан заключить с автором заявления договор ОСАГО. В случае письменного отказа или отсутствия ответа от страховой компании можно будет с полным основанием обращаться в Центробанк, УФАС, РСА, прокуратуру или же сразу в суд…

Вопрос лишь в том, почему свою автогражданскую ответственность, прописанную в главе 59 Гражданского кодекса РФ как «обязанность гражданина или юридического лица», надо еще и доказывать…

Татьяна Ласточкина