«Петр и Феврония» по-курски: три истории любви из мира искусства


В честь Дня семьи, любви и верности вспоминаем, кто сделал счастливыми Сологуба, Асеева и Щепкина


«Петр и Феврония» по-курски: три истории любви из мира искусства

8 июля в России отмечают День семьи, любви и верности. Символом праздника с 2008 года являются благоверные Петр и Феврония, ставшие покровителями семейного благополучия. По церковной легенде считается, что святые жили в Муроме. Однако в каждом городе есть свои примеры искренней, а порой и трагической любви. И Курск — не исключение.

Мы выяснили, как в плане любви, семьи и верности сложилась судьба у некоторых деятелей искусства, так или иначе связанных с Курским краем.

 

Муза русского футуризма

Избранницей по жизни поэта Николая Асеева стала Ксения Синякова – одна из пяти сестёр, бывших «музами русского футуризма». Это ей посвящено стихотворение Асеева «За косы её золотые, за плечи её молодые». Красивой женщине посвящали строки и другие поэты.

Познакомились они в Харькове, родном городе сестёр Синяковых, куда Николай Ассев приехал для учёбы в Харьковском университете.

Находясь в Харькове, Асеев узнал, что в доме Синяковых любят искусство и стал к ним заходить. В итоге, когда после окончания музыкального училища Ксения вместе с сестрой Марией приехала в Москву, вслед за ней в столицу перебрался и Асеев. Там он и сделал своей избраннице предложение руки и сердца. Они обвенчались в маленькой деревенской церкви в 1917 году. Но официально свои отношения зарегистрировали только в 1950 году.

С Асеевым Ксения Михайловна в любви и согласии прожила почти пятьдесят лет. После смерти мужа в 1963 году замуж она уже не вышла, хоть и жила с андеграундным художником Анатолием Зверевым, который был на 39 лет моложе её.

Впрочем, до самой смерти главным занятием Ксении Михайловны было сохранение наследия Асеева. Именно она сделала Курской области значимый подарок — дом во Льгове, где родился и вырос её муж. Узнав, что строение идёт под снос, Синякова отстояла его, а потом передала из Москвы все личные вещи мужа. Так появился Льговский мемориальный музей Николая Асеева.

 

 

Творческий симбиоз инь-ян

Русская писательница и переводчица начала ХХ века Анастасия Чеботаревская вошла в историю литературы прежде всего как спутница знаменитого писателя-символиста Фёдора Сологуба.

А родилась она в Курске 7 января 1877 года (по новому стилю), училась в Московской частной гимназии, на историко-филологическом отделении Московских педагогических курсов, наконец, в Русской высшей школе общественных наук в Париже.

С Сологубом познакомилась  весной 1907 года в Петербурге. Работала она в редакции «Журнала для всех», затем в газете «Товарищ», и у нее возникла ставшая судьбоносной идея подготовить и издать книгу автобиографий современных русских писателей. С этим она и обратилась к целому ряду авторов, в том числе и к Федору Сологубу. Книга не состоялась, однако начавшееся в этой связи общение с писателем привело к их дружескому сближению, а затем и к решению соединить свои судьбы.

Чеботаревская изменила быт Сологуба: она превратила бедную жизнь полупризнанного писателя-анахорета в «сладостную легенду», а скромное, неказистое жилище – в блестящий литературный салон. Устраивала Анастасия и литературные дела мужа.

Вся их совместная жизнь и творческое поведение – результат проявления двуединой воли и двуединой индивидуальности. Даже в интимном, «домашнем» общении супруги называли друг друга одним именем: Малим – как бы ниспосланным из лучшего мира, сходным с ранее рожденными сологубовскими «томлением к иным бытиям» звездой Маир, землей Ойле, рекой Лигой.

«Сладостная легенда» закончилась с приходом Февральской революции. Совместная литературно­-общественная работа супругов постепенно сошла на нет. Начались бытовые невзгоды. Супруги мечтали выехать за границу. Увы, этому не суждено было случиться.

В сентябре 1921 года  Анастасия Николаевна внезапно заболела психастенией. Воспользовавшись кратковременным отсутствием мужа, она ушла из дому и с дамбы Тучкова моста бросилась в реку Ждановку. Похоронили ее на Смоленском православном кладбище, а через 6 лет рядом с могилой жены нашел свое последнее земное пристанище и Федор Сологуб.

 

 

Брак, заключённый на небесах

Воплощения в самом остросюжетном сериале достойна судьба Елены Дмитриевны Чаликовой, ставшей супругой знаменитого театрального актёра Михаила Щепкина.

Точная дата рождения Елены неизвестна: предположительно она родилась в 1789 году. В 1791-м на юге шла русско-турецкая война, и на развалинах одного из домов в Анапе русские солдаты заметили рыдающую турецкую девочку. По виду ей было года два. Сжалившись над ребёнком, солдаты принесли его в палатку к офицеру, а на воспитание девочку взял случившийся рядом князь Дмитрий Орбелиани.

Девочку окрестили Еленой, а отчество и фамилию дали по крестному отцу: Елена Дмитриевна Дмитриева. В 11 лет её передали потом ещё в одну семью – Чаликовых, которые удочерили Елену и дали ей свою фамилию. Когда юная Чаликова повзрослела, у неё завелись поклонники, трудно им было устоять перед её южной, нездешней красотой. Здесь её и увидел крепостной актёр Михаил Щепкин.

Щепкин и Чаликова влюбились друг в друга с первого взгляда. Но покровители Елены отнюдь не были в восторге от этого романа, поскольку хорошо знали законы и понимали, что сулит для их воспитанницы брак с подневольным человеком.

В течение целых двух лет Михаил и Елена встречались не больше пяти раз, но с того времени началась их проникновенная переписка, и чувства не ослабевали. В конце концов, Елена решила идти ва-банк и показала письма своей благодетельнице Чаликовой. Увидев глубину чувств молодых людей, она дала разрешение на брак.

В 1812 году Елена Дмитриевна стала женой провинциального крепостного актёра Михаила Семёновича Щепкина. Врождённую доброту Елены не смогла убить тяжёлая жизнь, на которую она обрекла себя, выйдя замуж за крепостного. В семье родилось шестеро детей. Жили бедно, часто переезжали – в зависимости от того, в какой театр приглашали отца семейства. Но, несмотря на постоянную нехватку денег, отношения супругов становились только лучше.

Проверкой чувств на прочность оказался тот воистину драматический момент, который мог круто изменить жизнь Елены. Она узнала, что приехавший в Россию турецкий паша разыскивает дочь, которую он потерял во время войны в Анапе. У Елены не было сомнений, что речь о ней. Но она не стала объявлять себя, понимая, что это разрушит счастливый уклад её семьи.

Как хорошо известно из биографии Щепкина, его артистический талант был замечен влиятельными людьми, решившими выкупить его из крепостной неволи. В судьбе артиста приняли участие известный гуманист того времени князь Николай Репнин, декабристы Матвей Муравьев-Апостол, Сергей Волконский и другие. И в 1821 году Щепкин, его жена и дочери стали свободными. Сыновья получили вольную несколько позже.

Семейство Щепкиных поселилось в Москве. К 1831 году под крышей их дома обитало 24 человека: не только сам артист, его жена и дети, но также осиротевшие дети друга, родня Щепкина и старые, одинокие коллеги по сцене. А настоящей душой неунывающей коммуны до конца своих дней оставалась Елена Дмитриевна.