По местам Александра Дейнеки в Курске


Предлагаем курянам прогуляться по улицам областного центра, которые сохранили память о выдающемся художнике соцреализма


По местам Александра Дейнеки в Курске

Продолжая серию о наших великих земляках, корреспонденты РИА «Курск» составили наиболее полный путеводитель по местам, связанным с Александром Дейнекой и его семьей. В Курске прошли детство художника, юность и первые годы активной творческой деятельности и работы.

«И я бил, и меня тузили, и было замечательно»

Начнется наша прогулка от инженерного моста на реке Тускарь, за площадкой бывшего дрожжевого завода.

Закладка общегородского парка культуры и отдыха, сопровождавшаяся посадкой деревьев, прокладкой аллей и даже сооружением на Тускари водной станции с вышкой для прыжков была начата чуть позже, в 1930-х. Но и в детстве Александра Дейнеки, жившего практически у самой реки, Боева дача была излюбленным местом времяпровождения с соседскими мальчишками. Летом это купание, а зимой катание на коньках. Повзрослев, Дейнека находил особое удовольствие от участия в кулачных боях - недаром в студенческие годы занялся боксом.

- Меня улица заставляла драться, это был ее закон, - вспоминал художник. - Старше я был на кулачках и, приезжая из Харькова, ходил на замерзшую реку и, идя, думал, что это грубо и дико, а приходил сбрасывал шинель и с азартом лез в гущу; и я бил, и меня тузили, и было замечательно. Любил по тонкому льду кататься на коньках. Лед прогибался, я бежал и иногда проваливался. В половодье мы выплывали на лодке. Нас несла мутная вода вместе с льдинами - это был азарт.

Как отмечает краевед Юрий Озеров, во времена Российской Империи Боевка была еще и местом нелегальных собраний в день 1-го Мая. Кстати, в воспоминаниях Дейнеки остались эпизоды, когда казаки на лошадях разгоняют рабочий люд нагайками за распевание революционных песен.

– На Боевой даче юный Александр Дейнека становился свидетелем так называемых маевок, и, как представитель непривилегированного сословия, впитывал эти идеи и мог всерьез увлечься происходящими на его глазах процессами коренного преобразования общества, - считает историк.

Первые десять лет жизни художника прошли в доме у основания Лысой горы. Этот простенький одноэтажный дом изображен на одной из картин Дейнеки, которая так и называется – «Родной дом». А на этюде «Солнечный день», как считается, изображена нечетная сторона улицы.

Саша, родившийся в 1899 году, был первенцем в семье Марфы Никитичны Панкратовой и Александра Филаретовича Дейнеки. У него были также сестра Анна (1901-1981), брат Петр (1903-1969) и умерший во младенчестве Николай (родился в 1906 году).

- Есть рисунки с Лысой горой, живописный этюд с изображением одноэтажного дома попал к нам от вдовы художника Елены Волковой-Дейнеки, - рассказал искусствовед, художник-реставратор Курской картинной галереи Михаил Денисов. - В 1910-е годы семья переехала немного выше, в дом на улице Белевцевская №34, на углу нынешних улиц Челюскинцев и Льва Толстого. Дейнека отправлял по этому адресу письмо из Харькова, что позже помогло вычислить место. Они жили в квартире №5 на втором этаже.

На картине «Мать и сестра», написанной с фотографии 1935 года, художник запечатлел своих родных на входной лестнице. Анна здесь в платье, которое Дейнека привез сестре из Парижа.

- В детстве сад при доме, где мы жили, казался мне непроходимым. Когда родители переехали в квартиру на горе, мне наш прежний сад показался таким маленьким под горой, - спустя годы писал Дейнека.

Оба дома не дошли до наших дней. Первый канул в Лету еще до войны, второй простоял до 1970-х.

Дейнека - спортсмен

Поднимемся до улицы Ленина к великолепному зданию Госбанка, в котором после революции находились губком РКП(б) и другие партийные организации, а с а с 1934 года - обкомы ВКП(б) и комсомола. Молодой советский художник мог бывать там по самым разным вопросам, а также участвовать в оформлении фасада к важным большевистским датам. Как видно на довоенных снимках, здание украшали транспаранты с лозунгами, портреты Владимира Ленина и Иосифа Сталина.

Еще один центр общественно-политической жизни, с которой крепко ассоциировал себя Александр Дейнека, находился в нынешнем здании филармонии на улице Перекальского. После провозглашения советской власти здесь разместили Народный дом Совета рабочих и красноармейских депутатов.

Во время мятежа анархистов в апреле 1918 года в крышу здания угодил пушечный снаряд, однако той же осенью пролетарии города отмечали здесь годовщину Октябрьской революции. После смерти Ленина был организован общественный клуб «Дом Ильича», куда вошли библиотека, клуб и музей, посвященный создателю партии большевиков.

Как и сегодня, рядом с Домом Ильича был парк. Его устроили в 1913 году в честь 300-летнего юбилея дома Романовых. После Октябрьской революции он стал именоваться Садом трудящихся. Это было место рабочих митингов, концертов, народных гуляний и спортивных игр.

Александр Дейнека с юных лет увлекался спортом. Художник не указывает в своих воспоминаниях, где он, например, играл в футбол. Но места, используемые курянами для занятий физкультурой столетие назад, можно перечислить на пальцах одной руки.

По мнению историка курского спорта Игоря Василиади, Сад трудящихся и Парк Героев Гражданской войны наиболее подходили молодому художнику, учитывая, что жил он неподалеку.

- Стадионов как таковых в Курске на рубеже 1910-1920-х годов не было, первое спортивное сооружение, похожее на современный стадион, появилось в 1928-29 годах, это был «Локомотив» на левом берегу Тускари, - говорит Игорь Васильевич. - В те годы в городе находилось несколько площадок, пригодных для игры в футбол, волейбол, занятий легкой атлетикой. Это, прежде всего, - Бородино-поле, которое в то время было, именно полем, так как деревья посажены после войны. Там же, кстати, в 1896 году был сооружен первый спортивный объект в Курске - деревянный «Циклодром», похожий на современный велотрек. Сказалось всеобщее в Европе и России увлечение велосипедом. Но уже в 1910 году его разобрали и соорудили там одно из первых в городе футбольных полей.

Спортивные площадки имелись также в военном городке в районе казарм Троцкого - бывших казарм Козловского полка (современная площадь Дзержинского), на ипподроме, где теперь завод «Маяк», и возле Мужской классической гимназии.

Мечтал стать машинистом

Отец будущего художника рано уходил на работу и мог полноценно провести время с семьей лишь по воскресным дням и престольным праздникам. Дейнека-старший был составителем поездов службы движения станции Курск II. Однажды он взял сына с собой и прокатил на паровозе, эта поездка оставила у Саши Дейнеки незабываемое впечатление.

- Провожая отца к поезду, я только и мечтал о том, чтобы поскорее стать машинистом, - вспоминал Александр Дейнека. - Мне нравилось, когда отец приходил с работы, замазанный, усталый, но довольный. Я любил потолкаться на станции, поглазеть на стрелочников, на кондукторов, на проезжающий люд.

На территории железнодорожной станции сохранилось южное крыло старого Ямского вокзала, теперь там служебные помещения. Его хорошо видно с пешеходного моста, ведущего на улицу Станционную.

Но это не единственное дошедшее до наших дней здание, использовавшееся курскими железнодорожниками до революции и в первые годы советской власти. В одном из ремонтных цехов сегодня работает Музей локомотивного депо. Его стоит посетить.

- Музей охватывает историю курского железнодорожного узла с момента основания в 1868 году, - рассказала методист музея Полина Михайлова. - Само здание постройки 1895 года, здесь ремонтировали локомотивы. Поэтому мы установили внутри фрагмент паровоза Л 3385. Большая часть паровозного инвентаря и других экспонатов относится к середине ХХ века. Но Александр Филаретович Дейнека использовал подобные представленным на стенде жезлоподаватель, факел и свечной фонарь, руководствовался «Инструкцией паровозной прислуги», составленной в 1899 году, и не исключено, что он даже есть на общем снимке работников депо.

В экспозиции планируют отразить тот факт, что на железной дороге работал отец художника Александра Дейнеки.

Интересно прогуляться и снаружи музея. Можно, например, увидеть паровоз ЭМ-728-73 и следы артиллерийских снарядов на стенах цеха, в котором осенью 1941 года были построены бронепоезда «Бесстрашный» и «Борис Петрович».

В центр города возвращаемся по улице Дубровинского. Мы не стали добавлять на карту историческое здание под №32, где в детстве Дейнеки располагалось двухклассное Ямское училище, потому что никаких документальных свидетельств его пребывания там нет. Однако косвенные признаки указывают, что до поступления в Высшее начальное училище Александр постигал грамоту именно здесь.

Зато достоверно известно о связи семьи Дейнеки с Никитским кладбищем. Там покоится мать художника Марфа Никитична. Ее не стало 16 октября 1942 года во время немецкой оккупации Курска. Вероятно, там же покоится отец, умерший в 1927 году, а также брат и сестра.

Где именно находится могила, не знают даже сотрудники картинной галереи, лично общавшиеся с единственным потомком по линии Дейнеки - дочерью брата художника Верой Петровной. Она до сих пор живет в Курске, но выйти с ней на связь нам, к сожалению, не удалось.

Рожденный в эпоху больших перемен

Курская государственная картинная галерея носит имя Дейнеки с 1969 года. Здесь собрана самая крупная коллекция его работ – более тысячи произведений: живописные полотна, рисунки, графика, мозаика, эскизы и наброски. Значительную часть из собрания передала жена художника Елена Волкова-Дейнека. Но некоторые уникальные предметы пополнили фонд благодаря семье Петра Черемушкина.

- Черемушкины не просто соседи по даче Александра Дейнеки, они были вхожи в дом и близко общались с ним, - рассказала старший научный сотрудник галереи Галина Кальченко. - Они передали нашей галерее мольберт Дейнеки, три его стула, датированные 1950-ми годами, и расписанную методом штамповки шторку.

Не преминем заглянуть в Парк Героев Гражданской войны, который юный Дейнека знал сначала как Подвальную площадь, а после как Площадь 1-го Мая. Здесь он не только имел возможность погонять с мальчишками мяч, но и с немалой долей вероятности был свидетелем, как жители Курска отмечали первую годовщину Октябрьской революции, как уходили отсюда на фронт красноармейцы, а в 1919 году состоялось погребение в братской могиле 27 жертв контрреволюции.

Насколько сам Дейнека был причастен к событиям Гражданской войны? После Февральской революции занятия в Харьковском художественном училище, где он проучился всего 1,5 года, прекратились, поэтому в начале 1918 года Александр вернулся в Курск. Согласно архивным источникам, он был солдатом укрепрайона и принимал участие в обороне Курска от белогвардейцев.

Но это, по всей видимости, довольно незначительные эпизоды в его насыщенной событиями биографии, так как новая власть Советов вовремя оценила, что на «художественном фронте» Дейнека будет полезнее. В Курске к своим 20 годам художник успел поработать фотографом в угрозыске, инструктором Губнаробраза, заведующим секцией ИЗО, он оформлял агитпоезда, празднества и театральные постановки.

Как отмечает доцент, кандидат исторических наук Виолетта Кузьмина, сложное и противоречивое время 1920-х годов не могло не отразиться на деятельности курских художников.

- Формирование творчества художников Курского края проходило в условиях окончания Гражданской войны, стабилизации политической системы, укрепления позиций однопартийной власти, которая переходила от демократических лозунгов к диктатуре, утверждению своих идеологических постулатов и внедрению их в сознание масс, - указывает историк. – Любая творческая деятельность в стране была подчинена идеологическим задачам партии, главной целью которых было построение социализма.

Иконостас заслонили картинами соцреализма

Некоторые биографы приписывают Дейнеке учебу в Курском реальном училище и даже железнодорожном. Однако достоверно известно лишь то, что в нашем городе до отъезда в Харьков он учился в Высшем начальном училище. Здание находилось примерно напротив Асеевки, было снесено при расширении улицы Ленина в 1960-е. Подтверждением служит подаренная 23 мая 1916 года в связи с окончанием учебы книга Сервантеса «Дон Кихот Ламанчский» с надписью: «Окончившему курс в Курском первом высшем начальном училище Дейнеке Александру за благонравие и хорошие успехи от педагогического совета училища».

Дорога ведет нас к Галерее «АЯ» на улице Кати Зеленко. Так совпало, что раньше практически на самом этом месте располагалась студия первого учителя Дейнеки - Якименко-Забуги.

- Первые уроки рисунка Александр Дейнека брал у Михаила Николаевича, - отмечает галерист Олег Радин. - Якименко-Забуга был преподавателем черчения и рисования в Курском реальном училище. И у него на мансарде имелась художественная студия, где с ним занимались ученики. Частым гостем здесь был и Казимир Малевич. Дом стоял ближе к дороге, а там, где сейчас галерея «АЯ», был сад. В общем, место «намоленное».

Любопытно, но при том, что круг художников Курска в то время был довольно узок, Дейнека в своих воспоминаниях ни разу не упоминает имя авангардиста Казимира Малевича. Есть мнение, что причиной тому - непохожесть взглядов, и быть может даже некоторое соперничество, ведь юный Дейнека не мог не знать коллегу своего учителя. Тем более Малевич принимал самое активное участие в выставках Товарищества курских художников, действовавшего с 1907 года. Кстати, и само Товарищество было зарегистрировано в доме Якименко-Забуги на улице Веселой, 6.

Работая в журнале «Безбожник у станка» и много позже Дейнека выказывал свое отношение к Богу как атеист. И, тем не менее, наша следующая остановка будет сделана у Сергиево-Казанского кафедрального собора.

Художник уже давно перебрался в Москву, когда в 1935 году в верхнем ярусе храма, закрыв иконостас деревянным щитом, разместили Курскую картинную галерею. Вскоре после открытия Дейнека передал сюда две своих работы - «Футболист» и «Пионер». Тот год отмечен у художника яркими заграничными командировками в США, Италию и Францию. Галерея же находилась в храме до самой Великой Отечественной войны.

Пока жил в Курске, Дейнека любил выходить на этюды, благодаря чему на его картинах остались виды старого города. Запечатлел он и Общественный городской сад, находившийся на месте нынешнего Первомайского парка.

- «Беседка» - один из самых ранних его этюдов, создан предположительно в 1916 году, - отметил искусствовед Михаил Денисов. - Живопись эта близка по стилю манере учителя Дейнеки Якименко-Забуге.

По правде сказать, в бытность Александра Дейнеки в парке было куда веселее - летними вечерами не смолкал оркестр, работали театр и кинематограф.

Красками революции, кистью пролетариата

Витрина, посвященная творчеству Александра Дейнеки, имеется в Курском областном краеведческом музее на соседней улице Луначарского. Коллекция, конечно, не поспорит с собранием картинной галереи, но здесь больше личных вещей художника.

- У нас можно увидеть мольберт Дейнеки, несколько его работ, живопись и скульптуру, из документов аттестат и диплом за участие в выставке, - сделал для нас небольшую экскурсию заместитель директора музея Игорь Плаксин. – Есть также кисти художника, нож для разрезания бумаги и фрагменты смальты для изготовления мозаики.

К слову, о мозаике, Дейнека создал 34 панно на станции Маяковской московского метрополитена и шесть на Новокузнецкой. В Курске тоже существовало одно его «настенное» произведение, выполненное в 1920 году в соавторстве с художником Василием Казанским. Это роспись в подвале Театра революционной сатиры.

Где располагался этот самый театр – мнения расходятся. Одни краеведы считают, что в здании национализированной гостиницы «Ленинград», на месте которой позже построена гостиница «Центральная» (Ленина, 2). Смеем утверждать лишь, что там в одном из помещений размещались Губернское управление рабоче-крестьянской милиции и Управление уголовного розыска, где Дейнека, как мы помним, какое-то время работал фотографом. А вот Теревсат, по словам историка Юрия Озерова, скорее был в здании электротеатра «БИО».

- По помещениям для Театра ревсатиры больше подходило здание на Дзержинского, 17, - говорит краевед Юрий Озеров. – Там, где теперь Дом моды «Вера Геппа», работал электротеатр «БИО», в котором проходили сеансы немого кино. Вообще до революции в Курске возникло несколько электротеатров, и в советские годы они продолжали функционировать.

О том, что роспись в подвале уцелела, говорить, конечно, не приходится, здание пережило не один капитальный ремонт. Так или иначе, у Дейнеки были поводы здесь бывать, поскольку после 1917 года был открыт сначала пролетарский клуб работников курских железнодорожных мастерских, затем клуб союза работников искусств. 23 февраля 1921 года тут же состоялась 7-я Губернская партийная конференция, а художника привлекали для оформления подобных мероприятий.

Не исключение и 8-й Губернский съезд Советов в Рабочем дворце, более известном сегодня как концертный зал «Свиридовский». Дейнека украшал красными знаменами, плакатами с гербом РСФСР и большевистскими лозунгами главный зал и холл летом 1921 года, приехав на каникулы с учебы в художественных мастерских московского ВХУТЕМАС.

К тому же за 1,5 года до этого Дейнека устроился работать инструктором в Пролетарскую студию по искусству, а она тогда размещалась в Рабочем дворце.

Город с высоты птичьего полета

Возвращаясь к тому, что отец художника работал на железной дороге. Железнодорожные пути соединяли Ямской вокзал и станцию «Курск-Ветка» - сегодня на месте внутригородского вокзала стоит цирк. На этой линии, проложенной в 1878 году, сохранилось три железнодорожных моста того времени через реку Тускарь и две его протоки - Кривец и Ровец. Можем ограничиться ближайшим из них.

Для этого пройдем по улице Сонина немного вниз. Этот мост, ставший пешеходным, пользуется большой популярностью у жителей Стрелецкой слободы, которые по нему могут кратчайшей дорогой попасть в центр.

И, если уже на то пошло, на прежнем месте стоит здание Управления железной дороги – видим на улице Добролюбова, 5.

На пике славы Александра Дейнеки в Курске Академией Художеств СССР были организованы две персональные выставки художника. Первая в 1960 году, вторая, еще более крупная, в 1966-м. Тогда картинная галерея находилась на улице Советской, 3 – это здание по-прежнему закреплено за данным учреждением культуры, там музейные запасники.

Дейнека лично присутствовал на вернисажах и общался со студентами худграфа Курского пединститута. Мы отыскали одного из них - 76-летнего Виталия Дмитриева, который даже есть на фотографии с Дейнекой в 1966 году. Сам он всю жизнь проработал художником-оформителем.

-  Сгрудившись, мы стояли перед художником в маленькой комнате, - вспоминает Виталий Дмитриев. - С ним был член-корреспондент Академии художеств. Александр Дейнека очень тепло отзывался о городе, в котором родился и вырос. Внешне он напоминал богатыря: мощный, крепко сложенный - настоящий русский мужик.

С молодостью художника связано и здание Концертно-творческого центра «Звездный» на Дзержинского, 51. Там размещался Рабоче-крестьянский театр, где Александр Дейнека работал декоратором.

А чуть выше по улице, за парком Дзержинского, есть не менее знаковое место - Богословская церковь, в которой венчались родители художника. В церковной метрической книге сделана соответствующая запись: «…Повенчаны: запасный рядовой из крестьян Суджанского уезда, Замостянской волости, села Ивановки, Рубанщина тож, Александр Филаретов Дейнека, православный, первым браком, 26 лет, на вдове по первом браке курской мещанке Марфе Никитиной Панкратовой, православной, 28 лет».

Проедем несколько остановок до главного корпуса ЮЗГУ, где установлен макет космической ракеты. Под влиянием первых успехов СССР в освоении космического пространства Дейнека написал в стиле футуризма похожую картину «Покорители космоса». Но дело, конечно, в другом. На месте нынешнего Северо-Западного микрорайона располагался аэродром, и там зимой 1920 года художник совершил свой первый полет на аэроплане.

- В ту зиму под Курском я впервые сел в самолет Фарман, этот старый самолет мне показался тогда прекрасным, - пишет Александр Дейнека. - Построенный из дерева и покрытый полотном, дрожа и вибрируя, он поднял летчика и меня на высоту версты. И я увидел свой город и залитые солнцем снежные поля. Это было новое и непередаваемое ощущение человека, впервые поднявшегося в воздух и увидевшего родной город в совершенно ином виде. Меня буквально потрясла лавина новых, самых неожиданных впечатлений.

С тех пор авиация стала одной из любимых тем художника. Каждая улица протянувшейся по холмам «нити» старого Курска была ему чем-то дорога. Молодой Дейнека мог только предполагать, что южнее, на месте запавших ему в память полей спустя десятилетия тоже будет город, что там вырастет завод-гигант КЗТЗ, а следом целый микрорайон. Но он точно не догадывался, что одну из новых улиц назовут в его честь.

Поэтому прокатившись на трамвае, завершим нашу прогулку на улице Дейнеки у бюста художника.

P.S. Спешим поделиться с вами снимками Курска с высоты птичьего полета, сделанными автором с аэростата в сентябре 2021 года. Так совпало, что воздушный шар поднимали как раз на площадке бывшего Западного аэродрома.

Алексей ПИЩУЛИН, фото автора, коллаж – Татьяна ШАХОВА