По местам Георгия Свиридова в Курске


Предлагаем курянам и гостям нашего города совершить двухчасовую пешую прогулку по историческому центру, посетив места, связанные с великим композитором


По местам Георгия Свиридова в Курске

Корреспонденты РИА «Курск» составили пеший туристический маршрут по местам, где жил, учился, выступал и которые просто любил наш великий земляк, композитор Георгий Свиридов. Получилось около четырех километров.

«Великолепные были классы…»

Тем, кто хочет ближе познакомиться с жизнью Георгия Свиридова, конечно же, нельзя оставить без внимания городок Фатеж, находящийся в 60 километрах от областного центра. На малой родине композитора действует Дом-музей Г.В. Свиридова – именно там жила семья почтового служащего и учительницы, когда у них в 1915 году родился первенец Юра, как называли Георгия домашние.

Мы же расскажем подробнее о местах Свиридова в Курске, куда он переехал в 9-летнем возрасте. Начать пешую экскурсию можно у Троицкой церкви на улице Пионеров, 4. Это будет символично еще и потому, что Георгий Васильевич несмотря на то, что жить и творить ему выпало в богоборческие времена, остался христианином. Воспитанный в православных традициях, он с горечью наблюдал, как знакомые ему с детства храмы превращали в руины.

Но Церковь Троицы Живоначальной дошла до наших дней. Как и здание церковно-приходской школы при ней.

 - Свиридов, когда они только переехали в Курск, начал учиться в четвертом классе в школе №10, которая была в этом дореволюционном здании из красного кирпича на углу улиц Пионеров и 1-й Кожевенной, - отмечает замдиректора Курского областного краеведческого музея Игорь Плаксин.

Вскоре Юра перешел в школу №4 имени Ленина на улице Луначарского, 10. До революции там находилась мужская классическая гимназия, а после Великой Отечественной войны – цеха завода «Электроаппарат». Чтобы рассмотреть подробнее здание со шпилем, спустимся по улицам Софьи Перовской и Пионеров к площади перед цирком.

Гимназия, возведенная в XIX веке взамен сгоревшего деревянного корпуса, была самым протяженным зданием Курска. Шпиль, подчеркивающий его элегантность, как и верхний этаж, надстроен уже в 1950-х. Свиридов, идя с одного урока на другой по длинным коридорам, получал какое-то особое удовольствие. Он вспоминал:

- Великолепная была школа. Великолепные классы. Кабинеты для занятий, в коридорах картины, скульптуры – все, что нужно для развития и хорошего образования…

Сегодня здание в лесах - его переоборудуют под краеведческий музей. Там в отдельном просторном помещении мог бы расположиться и Свиридовский центр искусств, образованный в 2015 году к 100-летию композитора. Именно о таком по удобству помещении, где можно выставить личные вещи Свиридова и проводить музыкальные встречи, мечтает его племянник Александр Белоненко. Он передал в Курск ноты, одежду и другие вещи композитора. Правда, все эти предметы опечатаны, и увидеть их никому кроме музейных сотрудников пока нельзя.

Клавиши, помнящие руки гения

Пока же Свиридовский центр размещается по соседству - в бывшем здании дворянского собрания на улице Сонина, 4.

Мемориальная доска в холле на втором этаже говорит о том, что 2-4 марта 1968 года по инициативе и при участии Георгия Свиридова здесь состоялись концерты, в которых участвовали хоровая капелла Александра Юрлова, симфонический оркестр дирижера Кирилла Кондрашина и солист Большого театра Александр Ведерников.

В юности Юра Свиридов также, скорее всего, бывал здесь, но – как слушатель и зритель.

- В те годы здесь располагался Рабочий дворец, а большой зал в первую годовщину Октябрьской революции в 1918 году стал носить имя Маркса и Энгельса, - отмечает музыковед Курской филармонии Екатерина Демидова. – Мы предполагаем, что Юра вместе со своей мамой часто ходил сюда на концерты.

Полностью окунуться в атмосферу тех лет можно на концертах, которые проходят по вечерам под открытым небом в уютном «Свиридовском дворике» - на заднем дворе.

Также Свиридовский центр предлагает 40-минутную экскурсию для организованных групп численностью до 30 человек. Экскурсантов заводят в самые потаенные уголки здания, в Большой и Малый залы, и даже в гримерки артистов. Затем солисты филармонии исполняют несколько произведений Свиридова. Но главный экспонат Свиридовского центра – это, конечно же, рояль Георгия Васильевича.

- Рояль «Weinbach», на котором он работал над своими сочинениями, подарил Союз московских композиторов, - рассказала руководитель Свиридовского центра Светлана Аксенова. – Еще один его рояль хранится в Фатеже.

На грани религии и коммунизма

Поднимемся по улице Луначарского на Красную площадь и немного переведем дух в Первомайском парке. Свиридов нередко здесь бывал.

- В те годы очень популярны были концерты на воздухе, - отмечает заместитель директора Центра историко-культурного наследия города Курска Наталья Афанасьева. – Играла музыка и в Парке пионеров, и в Первомайском парке, в том числе на сцене Летнего театра. Конечно же, Георгий Свиридов не мог пропустить такое.

Оттуда через сквер «Спутник» и арку дома №2 попадаем к дому, где семья Свиридовых жила с 1924 по 1928 год - первые четыре года из тех восьми лет, что Юра провел в Курске.

- Мы жили поначалу на углу Фроловской и Херсонской улиц, во дворе дома исполкома, - пишет в дневнике Георгий Свиридов. - Прямо напротив нас находилась церковь святого Николая Угодника, но наша семья почему-то не ходила в эту церковь. В церкви св. Николая Угодника были изумительные колокола (из звонницы), а ходили мы в церковь Фроловскую (Фрола и Лавра) – маленькую, уютную церковь, кажется, из-за того, что там был хороший хор.

Оба храма, к сожалению, снесли в середине 1930-х. Из их камня на месте нынешнего главпочтамта был построен цирк, который, впрочем, также не уцелел, но уже в годы войны. Однако о существовании Фроловской церкви напоминает мемориальная доска. Ее несложно заметить, поднявшись от дома Свиридова чуть выше по улице Радищева.

К вере к Богу мальчика приобщала бабушка. Позже Георгий Васильевич так описал свои детские впечатления от служб:

- Сильное впечатление производила вся церковная служба, храм, всегдашняя чистота его, запах воска и ладана, благовоние кадила, которым батюшка помахивал в сторону толпы, всем кланяясь одновременно, а толпа крестилась, картины на стенах, высота храма, лики святых.

Семь нот для Веры

С 13 лет Свиридов занимался на фортепиано у Веры Уфимцевой – молодой жены известного курского изобретателя. Поэтому дом Анатолия Уфимцева на Семеновской, 13, – следующий пункт нашего маршрута.

Юра рассказал Вере Валентиновне о своей мечте стать композитором, и она начала давать ему уроки на фортепиано. Но и помимо музыки многое здесь казалось Свиридову занимательным. Анатолий Уфимцев был человеком с богатым жизненным и изобретательским опытом, уже тогда он строил во дворе своего дома невиданную доселе конструкцию – ветроэлектростанцию. Ее можно увидеть и сегодня.

Напротив, в деревянном доме с мезонином, расположен музей, посвященный Уфимцеву и его не менее почитаемому деду – астроному Федору Семенову. Правда, здание до сих пор не восстановлено после небольшого пожара, произошедшего в марте 2019 года.

Потомки Уфимцева, живущие сегодня в Москве, гордятся тем, что через судьбу их предков прошел путь будущего композитора.

- Про Свиридова у нас в семье всегда знали, - говорит праправнучатая племянница изобретателя Наталья Никифорова. - Дома хранятся старые открытки и письма от Веры Уфимцевой. Вера умерла относительно недавно, кажется, в 80-е. Переписывались с ней старшие родственники.

На доме Уфимцева три мемориальных доски, в том числе та, что засвидетельствовала визит в 1928 году писателя Максима Горького. Конечно, само собой напрашивается разместить еще одну - как здесь познавал музыкальную науку Георгий Свиридов.

Курская муза Свиридова

Пройдя два квартала, вернемся на главную магистраль Курска – улицу Ленина и, миновав Воскресенско-Ильинский храм и памятник яблоку (Антоновке), окажемся на пересечении с улицей Уфимцева.

В конце 1920-х - начале 30-х годов Юра с мамой, отчимом и двумя сестрами жил на Первышевской, 2, позже переименованной в Уфимцева. Деревянное строение Свиридовых во внутреннем дворе во время Великой Отечественной войны сгорело, но прилегающий к нему кирпичный дом 2А сохранился. Хотя дворик закрыт, попасть туда можно по согласованию с жильцами.

Рядом находилась немецкая кирха, принадлежащая евангелически-лютеранской общине. Юный Свиридов бегал туда слушать орган.

- До революции в кирхе имелся свой орган и, помимо богослужений, которые в 20-е годы еще продолжались, там по вечерам проводились концерты, которые посещал и Свиридов, - говорит краевед Юрий Озеров.

Когда в кирхе разместился клуб совторгслужащих, здесь репетировал оркестр народных инструментов Григория Йоффе, а у него на балалайке играл, опять же, - Георгий Свиридов.

В здании кирхи, к счастью, сохранившемся, хотя и трудно узнаваемом, теперь находится областная прокуратура.

Завершим нашу прогулку у памятника Свиридову в одноименном сквере неподалеку. У основания монумента, открытого осенью 2005 года – в год 90-летия со дня рождения композитора, высечены слова Георгия Васильевича – «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».

Примерно на этом месте, на пересечении улиц Ленина и Золотая, в 1920-х годах находилась его музыкальная школа (до революции - Женская гимназия Каменевой). В этом же здании размещался Курский музыкальный техникум, куда в 1929 году Юра поступил на подготовительное отделение к талантливому педагогу и пианисту Мирону Крутянскому.

Как вспоминала Мария Осадчая, знавшая Свиридова в годы учебы, он ухаживал за красавицей, лучшим концертмейстером техникума Валей Токаревой. Они поженились против воли ее родителей и уехали в Ленинград.

В 1935 году, находясь на длительном лечении в Курске, двадцатилетний Свиридов завершил работу над своим первым вокальным циклом из шести романсов на стихи Александра Пушкина. Они сделали его знаменитым.

- Вообще, когда Юра с Валей приезжали в Курск на каникулы, мы неплохо проводили время – днем вместе с однокурсниками плавали в Тускари, ходили в Знаменку на клубнику, смеялись, шутили, а вечером посещали городской парк, где в разных концах играли оркестры, - писала Мария Осадчая. - Иногда ходили в синематограф. Кинотеатры тогда пользовались большой популярностью. Иллюстрированные немые фильмы сопровождал оркестр, а между оркестровыми номерами играл тапер.

Как видите, при желании «свиридовскую» прогулку можно продолжить, ведь мест в Курске, которые музыкант любил посещать, действительно немало…

Алексей ПИЩУЛИН, фото автора, художник – Татьяна ШАХОВА