РИА Курск

Загружаем...

Подвиг ради Христа Воскресшего



Подвиг ради Христа Воскресшего

Святые отцы сравнивали Великий пост с парящей птицей, одно из крыльев которой это подвиг телесный, то есть воздержание в пище, а второе духовный, то есть молитва и искреннее покаяние. Но как часто, зацикливаясь на одной из сторон святой Четыредесятницы, мы забываем о том, что пост это не диета и не голодовка, а путь к великому событию в церковном году празднику Воскресения Христова.

Итак, об основных вехах на пути к светлому Христову Воскресению, а также о традициях, связанных со святой Четыредесятницей, мы побеседовали с протоиереем Олегом Чебановым, руководителем отдела религиозного образования и катехизации Курской епархии, настоятелем храма Святых Царственных Страстотерпцев.

Вынос креста на Крестопоклонную неделю

Избавляемся от грехов, а не от лишнего веса

Увы, большинство россиян, зацикливаясь на гастрономической составляющей поста, воспринимают его как хороший способ похудеть, ведь скоро весна надо фигуру в порядок приводить…И совершенно забывают о том, что Великая Четыредесятница для нас это время, когда нужно сжигать грехи, а не калории, говорит протоиерей Олег Чебанов. Пост это особое время покаяния, молитвы и милосердия к ближнему.

Неслучайно же православная церковь готовит верующих к Великому посту за три недели до него, посвящая каждую из этих седмиц притчам Иисуса Христа. И в третью неделю читается повествование о страшном суде, когда все мы предстанем перед Богом, но кто-то по левую сторону, а кто-то по правую. И тем, которые слева, Он скажет: Когда Я жаждал вы не напоили Меня, когда Я был голоден не накормили… Когда Я был в темнице или лечебнице вы не посетили Меня… На вопрос людей, когда же такое было, в ответ звучат очень важные слова: То, что вы не сделали для ближнего своего, вы не сделали для Меня.

Случается и так, что к нам обращаются прихожане, у которых тяжелая работа, и они физически не могут обходиться без скоромной пищи, продолжает отец Олег. В подобном случае я всегда говорю: ограничьте себя в ваших привычных страстях. То есть если курите или любите выпить откажитесь. То же самое можно сказать и о столь популярных в наше время соцсетях, пребывая в которых, люди тратят большое количество времени и тешат свое тщеславие, размещая красивые фото. Это касается азартных, а также компьютерных игр, просмотра развлекательных шоу и бесконечных сериалов. Забыв на сорок дней о страстях, мы обретаем надежду на полное их искоренение.

И не осуждати брата моего…

Подтверждением нашим действиям служат молитвы и каноны, читаемые в Великую Четыредесятницу. И в первую очередь, это молитва святого Ефрема Сирина, которая произносится во всех православных храмах каждый день дважды, в конце великопостной службы, от понедельника до пятницы и сопровождается земными поклонами.

В переводе с церковнославянского языка она звучит примерно так: Господь и Владыка жизни моей! Не дай мне духа праздности, уныния, превосходства над другими и пустословия. А даруй мне, рабу твоему, дух целомудрия, смирения, терпения и любви. О Господи, дай мне видеть свои грехопадения и не осуждать брата моего, ибо ты прославлен до скончания веков.

Почему эта короткая и простая молитва занимает такое важное место во всем великопостном богослужении? Потому что, во-первых, в ней перечисляются основные грехи, которым, пожалуй, подвержен каждый из нас: безделие, уныние, осуждение ближнего. А во-вторых, дается список добродетелей, которые мы с Божьей помощью должны культивировать в своей душе: целомудрие, смирение, терпение и, наконец, любовь.

Душе моя, восстани, что спиши?!

Во время Великого поста перестраивается весь порядок церковного богослужения, и основную часть службы составляет чтение Псалтири (книга Ветхого завета, состоящая из 150 песен, или псалмов), которая в течение каждой недели прочитывается дважды. Кроме того, за весь Великий пост полностью читается Евангелие, которое возвращает нас к событиям, произошедшим с Иисусом Христом.

И на первой неделе Четыредесятницы, с понедельника по четверг, на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон святого Андрея Критского.

Это очень возвышенное, поэтичное и духовное произведение, замечает отец Олег. Он обращается к своей душе, которая не желает бодрствовать: Душе моя, восстань, что же ты спишь? Конец приближается… Да пощадит тебя Христос Бог, все собою наполняющий… Большую часть канона верующие стоят на коленях, потому что они искренне сокрушаются в своих грехах, одновременно осознавая собственную ничтожность перед Богом. Все храмы Курской епархии стремятся первые четыре дня Великого поста начать вечерние службы в такое время, чтобы люди после работы имели возможность присутствовать на чтении канона.

Канон святителя Андрея Критского в этом году читается с 27 февраля по 2 марта.

Он состоит из четырех частей, причем каждая из них читается в свой день от понедельника до четверга, а в середине Великого поста (в четверг пятой седмицы) прочитывается полностью еще раз. Вместе с ним в этот день читается житие Марии Египетской, из-за чего службу называют Мариино стояние.

Мария Египетская была блудницей, рассказывает отец Олег, и однажды на праздник Воздвижения креста Господня она решила зайти в храм, но неведомая сила не позволила ей сделать даже шаг. Мария стала искренне молиться Богородице, после чего смогла зайти. Так произошла в жизни этой женщины, ныне святой, встреча с Богом, которая перевернула всю ее душу и изменила образ жизни. Ведь после этого Мария Египетская удалилась в пустыню, где постилась, каялась, оплакивая свои прежние грехи, и молилась. Она жила в пустыне несколько лет до самой смерти и достигла святости.

Житие Марии Египетской дает верующим надежду на то, что, как бы мы ни были грешны, если мы искренне покаемся, Господь с радостью примет нас.

Совершение таинства соборования

Очисти нас, Господи

По сложившейся традиции, в дни Великого поста верующие располагают возможностью стать участниками таинства соборования, или елеосвящения.

Считается, что соборование совершается только перед смертью. Это является ошибкой.

Обычно таинство елеосвящения совершается над больными, замечает протоиерей Олег Чебанов, когда несколько священников (до 7) семь раз читают отрывки из апостольских посланий и Евангелия и столько же раз помазывают присутствующих освященным маслом, а верующие при этом поют: Услыши нас, Господи, услыши нас, Владыко, услыши нас, Святый… Затем Помилуй нас, Господи…. и, наконец, Очисти нас, Господи. Обычно довольно много людей в Великий пост прибегают к таинству соборования, потому что понимают: недуг тела следствие греха, который является неким симптомом болезни души.

Настоятель храма замечает также, что таинство елеопомазания избавляет человека от давно забытых прегрешений.

Приведу такое сравнение: когда мы идем на исповедь перед причастием, то несем тяжелые камни булыжники нашей души, говорит протоиерей Олег Чебанов. А соборование позволяет избавиться нам от песка, который вроде бы на вид безобиден, но очень больно растирает ноги. Кстати, очень хорошо перед соборованием сходить в храм и сначала отнести булыжники, то есть исповедаться.

Кресту твоему поклоняемся, Владыко

Серединой Великого поста считается четвертая седмица, которая носит название Крестопоклонная. До Христова Воскресения еще половина пути, а церковь, желая напомнить прихожанам о страданиях Христа, а также укрепить постящихся и воодушевить их продолжать подвиг, выносит и выставляет посреди храма крест, которому поклоняются все верующие.

В это время я всегда говорю нашим прихожанам: Крепимся, мои дорогие, смиряемся, осталось совсем немного, рассказывает священник. Ведь для того чтобы в полной мере насладиться Пасхой Христовой, мы должны понять, что свой постный подвиг мы совершаем ради Него Распятого и Воскресшего!

Надежда Глазкова