На 10-м году пребывания в Курске узнал о существовании здесь местного рока. Нет, я, конечно, прекрасно знал про «Маленькие трагедии», недавно открыл для себя такое явление конца 70-х как «Вторая половина», но… это музыка, можно сказать, академическая, супер-профессиональная, а речь сейчас о роке спонтанном, дикорастущем, аматорском, о молодёжном андеграунде.
Как оказалось, и такой здесь имеется, вот только находится, в соответствии со своим статусом – в глубоком подполье. Во всяком случае со стороны СМИ ему не уделяется никакого внимания, а что уж говорить о каких-то разборах, о рок-критике – такого зверя здесь отродясь не бывало. Вот и попробуем изменить ситуацию ...
Итак, «Курок – 2025». В первый день, на «закрытом концерте» свои 30-минутные наработки на суд организаторов фестиваля представили 14 (15?) команд.
– Мы хотели видеть всех, но хронометраж концерта не позволял все 15 групп представить на второй день. Были выбраны 10 – не лучшие, а те, которые больше подходят по формату под концерт в зрительном зале с сидячими местами, – сообщил нам Александр Ефремов, директор городского молодежного центра «Гелиос», где проходил фестиваль.
Поскольку на «закрытом концерте» меня не было, сказать что-либо о творчестве четырёх (пяти?) неудачников никак не могу. Оставим этот момент за кадром, в будущем, быть может, проясним и его. А пока сосредоточимся на том, что же происходило на сцене «Гелиоса» на второй день фестиваля.
Лично меня больше всего удивило жанровое разнообразие: 10 коллективов, играющих совершенно разную музыку. Неужели всё это рок? Именно так. Дело в том, что за свою 70-летнюю историю рок-древо настолько разрослось, что между его наиболее отдалёнными ветвями уже нет ничего общего. Вот и здесь каждая группа представляла свой рок – как правило, молодёжный, спонтанный, легко узнаваемый, – но не только! Были здесь и весьма маститые музыканты с явным уклоном в профессиональный академизм… и ещё одна команда с выходом в музыкальное пространство с условным названием пост-рок. Но обо всём по порядку…
Aconite: нет рока без драйва!
Первыми на сцену «Гелиоса» вышли ребята из Курчатова с несколько замысловатым названием: ВИА «Компромисс» и Aconite. Следуя объяснению ведущего, Aconite – это автор-исполнитель Екатерина Киселёва, а ВИА «Компромисс» – аккомпанирующая ей инструментальная группа.
А выдали они самый что ни на есть традиционный рок, причём с двумя глубинными ориентирами. Первый – середина 90-х, когда авансцену российского рока плотно оккупировали чудо-женщины: Рада и «Терновник», «Ковчег» О. Арефьевой, Инна Желанная и др. Второй ориентир гораздо глубже – конец 60-х – начало 70-х – эпоха хиппи – и целое соцветие групп с женским вокалом: Jefferson Airplane, Steeleye Span, Fairport Convention, Curved Air… И вот слушая Катю Киселёву и Ко, я как старый хиппи могу только радоваться тому факту, что эта музыка и сегодня живее всех живых.
Выступать первыми весьма трудно и ответственно. Они справились с этим на весьма приличном уровне: задали тон, установили планку. Нет джаза без свинга и нет рока без драйва! – у них однозначно драйв есть. Вот только над звуком бы поработать: соло на гитаре Максима Комарова осталось еле слышным на заднем плане – а его бы озвучить как полагается… Но это вопрос не к музыкантам, а к звукорежиссеру.
«Дыхание времени»: мы играем рок-н-ролл в электричке Курск – Орёл
Ребята с громким названием «Дыхание времени» удивили, конечно, своим возрастом. Взрослый дядька на басу (Евгений Черепнин, руководитель группы), а остальные – даже не старшеклассники – на вид это средний школьный возраст.
Указывать на технические недостатки, критиковать столь юных ребят язык не поворачивается. Тут ведь в чём дело: рок начинается когда? Когда уже по-настоящему начинают играть гормоны – об этом говорит и само слово «рок-н-ролл». И по этой сущностно-глубинной причине драйва тут пока и не может быть – ни у певцов, ни у инструменталистов – ну не выросли ещё ребята.
И хоть играют они «рок-н-ролл в электричке Курск – Орёл» – это рефрен из третьей их песни, но очевидно, что это группа на вырост. И как нельзя лучше эту нашу мысль иллюстрирует следующая команда –
«Истерика» из Брянска
Тут гормоны зашкаливают, и название вполне соответствует как словам, так и музыкальному сопровождению. Играющие в стиле хардкор (ню-метал) гости из Брянска, пожалуй, единственные здесь представители экстремального рока (не считая Взгляд иначе, но о них речь пойдёт ниже).
Это гремучая смесь гранжа и рэпа, тут много образцов для подражания: Limp Bizkit, Korn, System Of A Down (из тех, кого запомнил), весьма жёсткое, а порой и жестокое (Slipknot) рубилово… впрочем, есть и лайт-вариант (Linkin Park).
Что собой представляет хардкор от Истерики? Это рок определённого возраста, когда гормоны идут в перехлёст, и по этой причине всё валится из рук. Больше всего возились с настройкой, и в игре явная разбалансировка. По-моему, здесь они были самые сырые, в смысле несыгранные (кроме детей).
Но с другой – внутренней – стороны, в этом и заключается вполне органичное отображение возрастных переживаний. Тем более, что составной частью хардкора является панк-рок – стало быть, никаких претензий к технике, ведь панк и должен быть предельно грязным и непрофессиональным. Посему с моей стороны никакой критики…
(Продолжение следует)
Олег Качмарский