Полис на проверку



Полис на проверку

С нового года вступили в силу поправки к закону об ОСАГО, обязывающие страховые компании заключать договоры автогражданки в электронном виде. Если до 1 января 2017 года это было правом страховщиков предоставлять или нет такую услугу, то теперь за отказ оформить полис даже грозит штраф до 200 тысяч рублей. Что, впрочем, не мешает некоторым компаниям придумывать очередные уловки…

Без очередей и ДОПов

Именно в этих словах заключаются основные преимущества электронных полисов. Каждый владелец автомобиля теперь может зайти на сайт страховой компании и самостоятельно, через личный кабинет оформить ОСАГО, не тратя время на обивание порогов в офисах страховщика и деньги на всевозможные дополнительные услуги.

Кстати, первые е-полисы стали продаваться в июле 2015 года, но компаний, оформлявших договоры в электронном виде, было так мало (да и у тех периодически зависали сайты), что право пришлось превратить в обязанность. И такой подход уже принес свои плоды. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), с 1 января по 21 февраля было заключено 355 тысяч договоров е-ОСАГО. Для сравнения: за весь 2016 год, когда электронные полисы автогражданки продавались в добровольном порядке, их насчитывалось 330 тысяч.

Несмотря на введенную обязаловку, некоторые автовладельцы по-прежнему не могут купить электронный полис. Иногда это происходит из-за ошибок системы. Случается, что с сайта выбранной страховой компании клиентов перебрасывает на интернет-страницы других страховщиков. За такую переадресацию грозит предупреждение или штраф до 200 тысяч рублей. Если же страховая компания, на сайт которой был перенаправлен автовладелец, по каким-то причинам не оформит полис, ей придется заплатить 50 тысяч рублей за каждый незаключенный договор.

На нет и суда нет

В середине февраля Центробанк заявил о том, что в интернете появились сайты-клоны крупных страховых компаний, продающие фальшивые полисы е-ОСАГО. Как правило, они частично или полностью копируют дизайн официального сайта страховой компании, а найти различия в электронных адресах клонов и страховщиков можно лишь при тщательном сравнении. Одним из самых явных признаков клона, как сказано в официальном сообщении ЦБ, может считаться предложение оплатить полис ОСАГО через сервис электронных кошельков. Страховые компании чаще всего используют оплату с помощью банковской карты, что вполне логично, таким образом можно проследить весь путь денег, от отправителя до получателя.

По данным Агентства страховых новостей (АСН), в первую очередь подделываются сайты наиболее известных брендов три ведущие страховые компании уже вполне официально подтвердили тот факт, что их именем прикрываются интернет-мошенники. Последние получают от обманутых автовладельцев не только деньги, но еще и доступ к персональным данным, что тоже может обернуться серьезными проблемами. В ответ они присылают по электронной почте профессионально выполненные PDF-файлы настоящих бланков полисов с печатями и подписями. Правда, при любой проверке выяснится, что в базе РСА этот полис значится, как оформленный совершенно на другого автовладельца, или же не значится вообще.

Понятно, что е-ОСАГО, приобретенные на сайтах-клонах, недействительны, и никакого возмещения по ним в случае ДТП не будет. Центробанк рекомендует внимательно проверять соответствие адреса сайта официальному ресурсу страховщика, а также изменение этого адреса при переходе на новые страницы сайта. Если есть хоть какие-то сомнения, до момента оплаты полиса необходимо позвонить на горячую линию страховой компании. Официальные адреса их сайтов можно узнать на сайте Российского союза автостраховщиков. Однако и он в феврале был клонирован мошенниками, но, как заявил президент РСА Игорь Юргенс, последние не успели воспользоваться результатами своего труда, поскольку в тот же день сайт-двойник был заблокирован. По мнению Юргенса, целью создания этого клона являлась идея подмены ссылок публикуемых на официальном сайте РСА официальных адресов продажи электронных полисов ОСАГО на фальшивые.

К слову, РСА уже заблокировал порядка 10 подобных мошеннических сайтов, а также сайтов-посредников, чья деятельность также находится за гранью закона. Последние за сравнительно небольшую плату предлагают оформить е-ОСАГО на своих сайтах, однако стоит запомнить, что купленные таким образом полисы тоже считаются недействительными. Согласно российскому законодательству, договор ОСАГО в электронном виде может быть заключен только на официальном сайте страховой компании.

В противном случае автовладелец не только лишится денег, отданных за несуществующий е-полис ОСАГО, но еще и вынужден будет заплатить штраф за его отсутствие 800 рублей. Здесь напрашивается вполне логичный вопрос: как же все-таки оформить электронный полис, если официальные сайты периодически отфутболивают, а вокруг полно мошенников?

Как посоветовали в одном из курских филиалов крупной страховой компании, приезжайте в офис, мы вам все оформим. В порядке очереди, зато безопасно. Как говорится, от чего ушли, к тому и пришли…

Кстати, в этом году Центробанк впервые проводит тендер по разработке мер противодействия страховому мошенничеству и готов заплатить за это более 5 миллионов рублей.

Натуральное возмущение…

А это уже из серии оговорочек по Фрейду на самом деле, речь пойдет о натуральном возмещении в ОСАГО. Законопроект о нем 21 февраля во втором чтении одобрила Госдума.

Документ должен вступить в силу через 30 дней после опубликования, однако возмущение уже началось в основном, со стороны автовладельцев, усматривающих очередной подвох в замене страховых выплат на ремонт попавшей в ДТП машины.

Зато аналитики уверены, что натуральное возмещение если совсем не оставит без работы, то серьезно подвинет автоюристов, неплохо зарабатывающих на ОСАГО. По некоторым прогнозам, с рынка может уйти до 90 процентов автоюристов, поскольку будет сведена к минимуму сама возможность использования схем нелегального обогащения за счет приоритета денежного возмещения над натуральным.

Впрочем, насчет убыточности ОСАГО спорный вопрос. По словам главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, в целом этот вид страхования не убыточен, иначе регулятору не пришлось бы проводить чистку в рядах страховщиков, по состоянию на 1 февраля рынок покинули 183 страховые организации, или 40 процентов от общего количества компаний. Объективно ситуация на рынке ОСАГО ухудшилась из-за падения курса рубля, что вызвало рост цен на запчасти. Свою лепту внесли и вышеупомянутые автоюристы, которые, по мнению Набиуллиной, буквально исказили ситуацию на рынке отдельных регионов. В таких регионах Центробанк получит право применять норму о приоритете натурального возмещения на уже заключенные договоры ОСАГО. Автовладельцы смогут выбирать станцию технического обслуживания из списка страховой организации, а базовый подзаконный акт, определяющий порядок возмещения ущерба и направления автомобилей на ремонт, как заверил зампред ЦБ Владимир Чистюхин, будет принят до начала действия закона о натуральном возмещении.

В свою очередь, РСА определил 30 наиболее проблемных с точки зрения мошенничества и убыточности по ОСАГО субъектов федерации, где теоретически возможно установить приоритет натурального возмещения. Курской области в этом списке нет…

Татьяна Ласточкина

Евгений Снеговой, таксист:

Если выплаты будут заменены ремонтом, то его должны делать официальные дилеры. Их необходимо обязать покупать для ремонта только новые и оригинальные запчасти. Иначе страховые компании могут заключать договоры с самыми дешевыми сервисами, где, например, красят из баллончика. Кроме того, есть опасность мошенничества в самом сервисе. Хотя направление и будут выдавать в течение 20 дней, автовладельца, скорее всего, начнут кормить завтраками, ссылаться на очереди и тому подобное. И если раньше можно было самому отремонтировать машину, а после дожидаться выплат, то теперь битая машина будет стоять и гнить в ожидании очереди.

Евгений Харитошин, бизнесмен:

ОСАГО хорошая штука, но при возникновении страхового случая приходится постоянно ходить в компанию на разбирательства. Плюс часто искусственно занижается коэффициент выплаты, нужно обращаться к независимым фирмам для проведения экспертизы и последующего подсчета причиненного ущерба. Все это отнимает много времени, а порой и денег. Ведь при оформлении страховки некоторые компании навязывают так называемые допы (страхование жизни или имущества), которые автовладельцу не нужны. Поэтому я считаю, что полис ОСАГО с имеющимися добавками лишний, проще было, когда разбирались на месте. И никто в то время не стоял по полдня в ожидании инспекторов ДПС из-за банальных царапин. А вот КАСКО считаю полезным страховым продуктом, особенно это касается владельцев новых автомобилей или дорогих иномарок, у которых амортизация идет низкими темпами. Чтобы была возможность впоследствии покрыть ремонт или восстановить машину.

Анатолий Токарев, строитель:

У меня неоднозначное отношение ко всем этим нововведениям с заменой выплат. С одной стороны, меньше мошенников, которые завышают сумму ремонта, а потом хвастаются, как много они заработали на страховой сумме. Ну а с другой автосервисы, которые сотрудничают со страховыми компаниями, наверняка будут ремонтировать просто для галочки: не подбирать как следует цвет, использовать китайские запчасти и тонны шпаклевки вместо замены детали. И опять нет вариантов. Либо за свои, но хорошо, либо терпи. Единственный выход судиться и не принимать машину. Скоро иметь автомобиль будет просто невыгодно.