РИА Курск

Загружаем...

Правда о бешеных деньгах



Правда о бешеных деньгах

Молоденькая красавица, привыкшая жить в роскоши и не задумываться о расходах, вдруг оказывается в труднейшей жизненной ситуации: отец продал последний загородный дом, чтобы расплатиться с кредиторами, а мать с горечью взирает на растущую с каждым днем пачку счетов…

Нет, это не сюжет очередной мыльной оперы и не трогательный эпизод из жизни дочери олигарха. Это начало комедии Александра Островского Бешеные деньги, премьера которой на минувшей неделе состоялась в областном драматическом театре имени А.С. Пушкина.

Благодатная фактура

Постановщиком спектакля является Павел Прибыток, режиссер из Москвы. К слову, он работал с курской труппой впервые и был приятно удивлен.

Плюс ко всему, сам материал оказался очень благодатным, рассказывает Павел Владимирович. А все потому, что автор пьесы гениален и поднимает столь актуальные для нашего времени темы. И это несмотря на то что драматург написал Бешеные деньги почти 150 лет назад. Поменялась только внешняя сторона жизни: костюмы, окружающая обстановка, но не человеческая сущность. Осталось такое же отношение к финансам, потребностям, которые никто не хочет усмирять, с одной стороны, а с другой не желает и трудиться для того, чтобы оплатить эти запросы. Некое бешенство, которое как было в обществе полтора века назад, так и осталось.

Трансформация

Режиссер также заметил, что в каждом из своих произведений Александр Островский демонстрирует поистине уникальное отношение к женщине.

Это, во-первых, объясняется его жизненной трагедией. Первая жена драматурга умерла очень рано, рассказывает Павел, а во-вторых, Александр Николаевич хорошо знал психологию красивой женщины, потому что общался с большим количеством не только прекрасных внешне, но и очень умных и талантливых представительниц слабого пола.

Павел Прибыток также привел один интересный автобиографический факт из жизни Островского: тот любил сам читать свои пьесы, и дамские монологи при этом ему особенно удавались.

Но Александр Николаевич был очень требователен к своим героиням, отмечает режиссер-постановщик, ведь огромное количество его пьес посвящено женщине, которая находится в центре внимания, и, попадая в определенную экстремальную ситуацию, переживает некую трансформацию.

Лидия Чебоксарова (Юлия Высочиненко)

Возьмем, к примеру, пьесу Свои люди сочтемся, написанную за 20 лет до Бешеных денег. В ней героиня (Липочка) находится в похожей с Лидией (в спектакле эту роль в разных актерских составах сыграли Юлия Высочиненко и Дарья Ковалева) ситуации: молодая красавица, которой нужно выходить замуж, да так, чтобы существование было безбедным. Но Липочка поступает иначе устраивает свою жизнь за счет родителей и забывает о них. Чего не скажешь о Лидии Юрьевне: да, в некоторых ситуациях она ведет себя несправедливо по отношению к Савве Василькову (Сергей Тоичкин), вступив с ним в брак лишь только для того, чтобы поправить свои финансовые дела. Но в финале она все же соглашается на условия супруга: переехать из Москвы в глухую деревню, чтобы научиться вести хозяйство и жить скромнее. А дальше Островский совместно с драматургом Николаем Соловьевым пишет пьесу Женитьба Белугина, где главная героиня Елена интеллигентная, сомневающаяся и глубокая женщина приходит к выводу, что любовник ее использует, а истинный человек муж.

Мы их маним, а они нейдут…

С другой стороны, Павел Прибыток отмечает, что Александр Островский не менее мастерски выписал в Бешеных деньгах мужские характеры. Ведь Лидия Юрьевна наивно полагает, что ее окружают очень состоятельные люди, и, попав в непростую ситуацию, она пытается искать у них помощи. И, конечно же, не получает ничего хорошего. От Егора Глумова (Евгений Сетьков) лишь интриги и непристойные предложения, а от Ивана Телятева (заслуженный артист России Александр Швачунов) и Григория Кучумова (заслуженный артист России Эдуард Баранов) горькое разочарование.

А ведь за каждым образом своя трагедия, говорит режиссер-постановщик. Вот, к примеру, Григорий Кучумов. Он всегда блестяще одет, все его называют князь. Но постепенно Островский открывает его тайну: все состояние Григория Борисовича в руках жены и племянниц, а ему выдается на день около ста рублей на обеды и поход в англицкий клуб. Но он делает хорошую мину при плохой игре, каждый раз заверяя растерянную маменьку Лидии Надежду Чебоксарову (эту роль играют заслуженная артистка России Галина Халецкая и заслуженная артистка России Людмила Мордовская): Ежели деньги на наряды Лидиньке или обстановку в доме нужны будут обращайтесь.

Не менее интересен и трагичен Иван Телятев, который так завидует в финале пьесы Глумову, ставшему распорядителем финансов у одной старой, но очень богатой тетушки. И именно он раскрывает Лидии Юрьевне тайну бешеных денег:

Теперь и деньги-то умней стали, все к деловым людям идут, а не к нам. А прежде они глупей были. Именно такие деньги вам и нужны… бешеные. Вот и мне доставались такие никак их в кармане не удержишь… Я недавно догадался, отчего у нас с вами бешеные деньги. Оттого, что не мы сами их наживали. Деньги, нажитые трудом, деньги умные. Они лежат смирно. Мы их маним к себе, а они нейдут…

Кошелек или любовь

Пьеса Бешеные деньги писалась в эпоху реформ, поэтому в ней появляется так называемый новый или, вернее сказать, деловой человек Савва Васильков, поясняет Павел Прибыток. Савва Геннадич не умеет красиво говорить комплименты дамам, да и, как замечает Лидия, не вышел лицом и имеет мещанскую фамилию. Но Савва своим трудом с нуля зарабатывает себе состояние, когда остальные умеют его только проматывать.

По словам режиссера-постановщика, именно он становится настоящим спасением для Лидии Чебоксаровой. И не только потому, что сможет ее обеспечить, а потому, что искренне любит ее. Так автор задает зрителю еще один поистине вечный вопрос: так что же важнее финансовое благополучие или все-таки настоящее чувство?

Надежда Глазкова