Православие подарило миру множество святых. И есть среди них те, кто жил еще совсем недавно: строил храмы, утешал своих духовных чад и, как их предшественники в далекие века, пострадал за веру и Христа, – новомученики.
На днях в киноцентре духовной культуры имени Щепкина состоялась презентация документального фильма об одном из них – рыльском епископе и викарии Курской епархии Иоанне (Пашине) - «В память вечную будет праведник».
Они пример для нас
Инициатором создания документального фильма стала Историко-архивная комиссия по изучению материалов о репрессированных священно-(церковно) служителях Курской епархии и Свято-Троицкий женский монастырь Курска, которые вот уже несколько десятков лет ведут работу по прославлению подвига новомучеников. Благодаря их усилиям куряне узнали о таких священниках, пострадавших за свое вероисповедание, как архиепископы Онуфрий (Гагалюк) и Дамиан (Воскресенский), а также многих других.
Кстати, Иоанн прославлен как новомученик в соборах белорусских и курских святых, но при этом мало кто из жителей нашего региона знает о нем.
- Рассказывать о жизни и подвиге этих людей просто необходимо, - говорит одна из создателей киноленты, спецкорреспондент гостелерадиокомпании «Курск» Наталья Выдрина, - потому что они должны служить примером для нас, современных христиан. И, работая над этим фильмом, я сделала для себя вывод: если ты соприкоснулся с жизнью новомучеников, они больше никогда тебя не покинут своим покровительством перед Богом.
Несмотря на то что Иоанн был рыльским архиепископом, родился он и прослужил большую часть своей жизни в Белоруссии, куда и отправилась съемочная группа.
Неугомонный пастырь
- Как нам рассказывали жители села, батюшка был неугомонным в хорошем смысле этого слова, - говорит Наталья, - потому что за эти годы он открыл пять церковно-приходских школ, основал общество трезвости, которое насчитывало более 150 человек. Он учил сельских ребятишек не только грамоте, но и церковному пению, организовывал на большие праздники крестные ходы и сам при этом шил маленьким детям хоругви (знамена с образом Христа). Будущий святой также вел подробную летопись своего прихода, причем написана она была грамотным литературным языком.
Путь на русскую Голгофу
Как свидетельствуют документы, будущий новомученик покинул свой приход в 1926 году (в это время он уже был возведен в сан епископа), причем не по своей воле — его арестовали. Из ставших уже родными Прилеп пастыря увезли на Страстной неделе — в Чистый четверг. Священника повели на паром, а за ним следом шла вся паства. Когда тот отчалил от берега, люди с плачем бросились за своим священником в ледяные воды реки, настолько они любили своего батюшку.
По словам Натальи Выдриной, именно с этого парома и начался путь Иоанна на русскую Голгофу, причем город Рыльск Курской области стал одним из многочисленных пунктов на этом пути.
Памятник новомученику
В год прославления Иоанна в лике святых в селе Прилепы произошло настоящее чудо. В населенный пункт на организованный там трудовой лагерь приехали дети — воспитанники хора при Минском доме милосердия.
Местные старожилы рассказали им, что когда-то на холме села стоял храм, и в нем не только служил, но и построил его Иоанн. Как оказалось, от святыни остался один фундамент, но и он был завален мусором.
- И ребята стали расчищать это место, - рассказывает Наталья, - а когда работа была окончена, они поразились тому, насколько большой была церковь. Теперь это своеобразный памятник батюшке, куда каждый год приезжают новые участники этого лагеря и поют святому величание.
Курский период в жизни священника длился совсем недолго - около трех лет. В сентябре 1932 года он был снова арестован — по обвинению в принадлежности к некой организации «Ревнители церкви». Будущий святитель прошел мучительный путь: сначала это были допросы с пытками, затем лагеря с тяжелым физическим трудом, голодом, холодом и болезнями. Но при этом епископ никого не оговорил и не роптал. 11 марта 1938 года он был расстрелян.
- Эти святые жили с нами практически в одно время, из-за чего они словно родные для нас, - заметила Наталья Выдрина. - И, возможно, они лучше понимают и ощущают наши беды и нужды. А мы, в свою очередь, должны помнить о них и обращаться к ним в своих молитвах.
Надежда Глазкова