Из всех искусств для нас важнейшим является кино, все помнят эту ленинскую фразу, произнесенную когда-то в разговоре с наркомом просвещения Анатолием Луначарским и ставшую впоследствии крылатой. Учитывая, однако, то, что определяющей здесь была роль пропаганды и агитации, постепенно актуальность этого изречения исчерпалась. И живи вождь мирового пролетариата сегодня, более вероятно, что назвал бы он в этом контексте не кино, а телевидение или интернет.
В общем же и целом кино остается одним из тех факторов, без которых трудно даже представить сегодняшнюю жизнь. Потому, учитывая столь важную его роль, весьма закономерно, что наступивший 2016-й президентским указом был провозглашен Годом российского кино. О том же, что в этой связи намечается в нашей местной киноиндустрии, мы узнали у директора Курского областного киновидеофонда Сергея Малютина.
В середине декабря, рассказывает Сергей Дмитриевич, в Курск приезжали генеральный директор Госфильмофонда Николай Бородачев и заместитель председателя Союза кинематографистов Клим Лаврентьев. На встрече с главой администрации Курска Николаем Овчаровым было подписано соглашение о сотрудничестве, которое предполагает, что на базе киноцентра духовной культуры имени Щепкина будет создано отделение Госфильмофонда со всеми последующими мероприятиями. Это и приезд артистов, и показ фильмов как архивных, так и достаточно новых. Открытие этого отделения намечено, по словам Бородачева, на февраль предполагается, что приедет известный кинорежиссер Александр Сокуров и представит свою новую картину Франкофония.
Сергей Дмитриевич, можно считать это перепрофилированием киноцентра имени Щепкина?
Те мероприятия, которые проводятся там, помимо демонстрации кинофильмов, вовсе не отменяются. В киноцентре по-прежнему будут и воскресные школы, и различные крупные форумы… Тем не менее это здание возвращается к своему первоначальному предназначению, потому что это самый старый кинотеатр в Курске, открытый в 1927 году и сохранившийся до наших дней. В то же время, я полагаю, можно будет выходить за рамки этого здания мероприятия можно будет распространять на весь регион, тем более что сегодня в Курской области действует более двухсот киноустановок в городах, селах, деревнях. На сегодняшний день это самая большая киносеть в стране.
Вот как! Стало быть, в этом плане у нас есть чем гордиться?
В Курске сохранилось 6 муниципальных кинотеатров (3 из них оцифрованы это Юность, Родина и Сказка), чего нет в близлежащих регионах России: в Белгороде, Брянске, Орле, Воронеже, Липецке, Туле, Калуге нет ни одного муниципального кинотеатра. Здесь, конечно, нужно отдать должное администрации города Курска у нас политика на сохранение и модернизацию кинопоказа проводится на протяжении как минимум последних 15 лет. В 90-х годах в области закрывались киноустановки, а в некоторых районах вообще отсутствовал кинопоказ. Сейчас у нас во всех районах, во всех райцентрах он есть.
Однако провозглашение Года российского кино говорит о том, что и наверху понимают важность момента?
Действительно, в сфере кино много проблем, которые необходимо решать на федеральном уровне. Это, во-первых, технические, связанные в целом с киносетью. Дело в том, что существовавшая доныне государственная, муниципальная киносеть большей частью была пленочной. Ныне же фильмы перестали выпускаться на пленке, а переоборудовать многие залы еще не успели.
Во-вторых, отсутствует четкая продуманная политика относительно муниципального кинопоказа. В Министерстве культуры в основном делают ставку на коммерческие кинозалы, с которыми планируют заключить соглашения на показ в большей степени российского кино.
Какие мероприятия планируются у нас?
Что касается наших конкретных планов, то здесь уже есть определенные наработки, которыми мы гордимся. Прежде всего, Открытый экран совместный творческий проект комитета по культуре Курской области, Курского областного киновидеофонда и Курской государственной филармонии. В нынешнем году это уже 7-й сезон проекта. Проводится он с мая по сентябрь и охватывает все районы и города области. Бывает примерно 70 выездов в течение года. Причем преимущественно в те населенные пункты, где по разным причинам нет кинопоказов. Заключается мероприятие в том, что на место приезжает специальный автотранспорт, условно говоря, автоклуб, где есть киноэкран, и с видеопроектора демонстрируется картина, а перед фильмом в течение 30 минут, как минимум, концерт артистов филармонии.
Второй проект Кино в театре, в феврале ему будет 10 лет. Родился он из-за того, что в тот момент в центре Курска не было ни одного муниципального кинозала все были сданы в аренду. И хотя сейчас в центре города уже есть муниципальные кинотеатры, все равно мы этот проект сохраняем здесь есть своя публика, и очень радует, что приходят на сеансы молодые люди, которым интересно то кино, которое мы показываем. Это и мейнстрим, который идет везде, и то, что не идет в коммерческих кинозалах. В свое время в рамках этого проекта мы показывали, например, фильм Рязанова о сказочнике Андерсене, который больше нигде в Курске не шел, поскольку для коммерческих кинотеатров это явный неформат. Особенность еще состоит в том, что перед началом фильма предполагается своеобразный бонус празднование юбилеев актеров и режиссеров, тематические показы, концертные номера, в фойе выставки книг, Свободный микрофон для курских поэтов.
Кроме того, в Год кино предполагается много различных фестивалей, кинопоказов, и мы надеемся, что приедут известные режиссеры и актеры, к примеру, Николай Лебедев, поставивший Звезду и Легенду 17. Хотели бы также пригласить актеров, связанных с курской землей, Тамару Семину, которая родилась во Льгове, уроженку Советского района Любовь Полехину…
Что же касается решения назревших проблем, то на последней коллегии комитета по культуре мы обсуждали планы по модернизации технической базы киносети. Пленочное кино уходит в прошлое, а у нас оно составляет больше половины киноустановок. Значит, должна проходить интенсивная модернизация приобретение видеоаппаратуры. За год это, конечно, сделать невозможно, но если удастся осуществить за ближайшие 2-3 года и оперативно показывать современное российское кино, вот тогда можно будет сказать, что Год российского кино прошел недаром и что наше кино действительно доходит до зрителя.
Как бы вы охарактеризовали то состояние, в котором находится сейчас российское кино?
К сожалению, как и в других сферах нашей жизни, в частности в литературе, в кино доминирует целый клан (именно такое слово здесь уместно) кинематографистов критиков, киноведов, режиссеров, сценаристов, которые поддерживают и всячески пропагандируют кино деструктивное. Наиболее показательный пример последнего времени Страна ОЗ Василия Сигарева. Мне непонятна позиция нашей околокиношной интеллигенции, которая, к сожалению, не поддерживает то настоящее подлинное кино, пусть даже созданное без особых изысков, но в традициях нашего искусства. Вот, например, известный киновед Вячеслав Шмыров, с одной стороны очень жестко относится ко всем проявлениям пошлости и непрофессионализма на экране и в то же время поддерживает столь откровенную пошлятину, как Самый лучший день пресловутого Жоры Крыжовникова. Отчего так? Не оттого ли, что Россия там показана сплошь пьющая и тупо-развлекающаяся? И вот это лобби всяческое проталкивание антироссийского деструктива вызывает у меня странное ощущение…
Но в последние годы было немало и весьма ярких впечатлений. Это и Дочь психологическая драма Александра Касаткина и Натальи Назаровой, и Необыкновенное путешествие Серафимы анимационная картина, созданная в очень интересной манере; это и Норвег с Евгением Мироновым в главной роли кино о непарадном патриотизме и об ощущении себя частью Русского мира; и воистину грандиозная Территория по роману Олега Куваева картина, на которую ополчилась наша либеральная критика. И то, что такие фильмы есть, свидетельствует о том, что настоящее кино живо, и это вселяет надежду на будущее.
К сожалению, такое кино зачастую оказывается совершенно невостребованным, незаметным. На экранах его практически никто не видел, а оно есть.
Дубликаты, римейки, сиквелы также убивают российский кинематограф?
Безусловно, все эти так называемые франшизы тянут кинематограф вниз. Это, конечно, приносит определенные деньги и привлекает зрителя в кинотеатры. Все-таки кино это прежде всего развлечение. Но, мне кажется, это не самое важное направление в жизни нашего кинематографа. Ярким примером является серия Иван царевич и серый волк, где каждый раз с очередным мультфильмом шутки становятся рассчитанными все больше не на детей, а на взрослых.
Так в какую сторону должен двигаться наш кинематограф?
На мой взгляд, тут два пути. Во-первых, нужно все-таки снимать кино, основанное на очень серьезных, значимых событиях и темах, может быть, даже реальных историях. В этом году будет несколько таких картин. Российско-армянская Землетрясение, о катастрофе 1988 года, когда весь Советский Союз поднялся на помощь Армении. Ледокол, основанный на реальных событиях 1985 года, о моряках-героях. Во-вторых, создавать фильмы о внутричеловеческих, внутрикомандных отношениях. Скоро выйдет картина Коробка о дворовых футбольных командах, об их столкновениях, дружбе, переживаниях. Судя по материалу, этот фильм напоминает прежнее качественное, доброе кино.
А так кинотеатры переполнены пошлыми комедиями, римейками, повторяющими друг друга мультфильмами. А то кино, которое могло бы сейчас направлять наш кинематограф к какому-то выходу из тупика, к сожалению, тщательно, иногда продуманно зажимается и не открывается людям.
Сергей Дмитриевич, а вам не кажется, что массовому зрителю просто малоинтересны такие фильмы?
Я уже упоминал о наших проектах, таких как Кино в театре. Существует еще и Кино в библиотеке, в Асеевке. И практика показывает, что молодежи это кино нужно. Вновь появляются молодые люди, которые организуются между собой и выделяются из общего потока. И это вселяет определенную надежду на то, что теплое ламповое кино будет живо и впредь.
Беседовали
Олег КаЧмарский
и Роман Пузына