Знаменитый курский фотограф Виталий Тененев отмечает 75-летний юбилей


Международной федерацией творчество курянина признано вкладом в мировое фотоискусство


Знаменитый курский фотограф Виталий Тененев отмечает 75-летний юбилей

Признанный авторитет советской, российской и мировой фотографии, победитель едва ли не всех престижных европейских и международных фотоконкурсов, коренной курянин Виталий Тененев отмечает сегодня 75-летний юбилей.

В 1992 году ему присвоено звание «Фотохудожник международного класса», а три года спустя Международная федерация фотографического искусства  (FIAP) — всемирная организация в составе ЮНЕСКО – удостоила Виталия Тененева высшего звания — «Выдающийся фотохудожник международного класса» (Excellence  FIAP). Таким образом, творчество курянина признано вкладом в мировое фотоискусство.

Накануне своего юбилея маэстро любезно согласился ответить на несколько ключевых вопросов, связанных с искусством художественной фотографии.

Когда фотография становится предметом искусства?

– Это происходит в том случае, – говорит Виталий Михайлович, – когда на высоком техническом уровне фотографическим языком она способна выражать те мысли и чувства, которые находят понимание и духовный отклик в других людях, становясь своего рода камертоном между автором и зрителем. Когда мотивирует человека становиться лучше, выше и чище, помогает ему находить красоту и смысл в повседневной окружающей действительности. И не важно, что изображено на такой фотографии – прекрасная девушка или груда сельскохозяйственных орудий труда в углу деревенского сарая.

  

В чём особенности ч/б фотографии, её отличие от цветной?

– В черно-белом изображении есть отрыв от обыденности, исключение лишнего смысла, который несёт в себе цвет. Отсутствие цвета убирает существенную часть реалистического контекста, как бы создавая новую реальность, заставляя по-новому работать наше восприятие. Черно-белые фотографии способны произвести мощное эмоциональное воздействие на зрителей. Но создание таких работ по силам далеко не всем, а только настоящим мастерам, постигшим её магическую сущность, то есть людям талантливым.

Однако наша жизнь полна красок, цвет является свидетельством достоверности, правдивости и, с этой точки зрения, сам по себе становится достоинством. Цвет незаменим там, где он является основным элементом сюжета. Черно-белые и цветные изображения имеют различную психологию восприятия, а значит, понимая особенности этих различий, фотограф имеет больше возможностей для воздействия на зрителя посредством своих работ.

 

Что принесла в фотоискусство «цифра» - плюсы и минусы?

– Казалось бы, кому, как ни мне, петь осанну пленке, восхваляя ее достоинства и преимущества перед «цифрой». В моем активе более сорока лет работы с пленкой и оптической печатью, сотни престижных выставок аналоговых фотографий по всей планете. Однако Великая Цифровая Революция свершилась! Она освободила массы от оков фотографической рутины. В руках у человека появились камеры и технологии с фантастическими возможностями, о которых еще совсем недавно нельзя было мечтать. Твори, выдумывай, пробуй! Единственное пока еще слабое место «цифры» - надежность хранения файлов. И, тем не менее, фотографировать в наше время на пленку, все равно как начать писать гусиным пером или поехать в другой город на телеге. При этом всегда следует помнить, что если у кого-то ничего не получается при помощи «цифры», то на пленке тем более не получится.

 

Какие задачи у фотографа в постановочном и репортажном фото?

– Постановочная фотография является очень интересным жанром. Плюсом такого жанра является то, что у фотографа появляется возможность быть одновременно еще и стилистом, и режиссером фотографии. Поэтому он может дать волю своей творческой мысли и художественному вкусу. Здесь не требуется спешка, но такая фотография должна быть идеально продуманной по композиции, свету, цвету, драматургии.

Репортажное фото – это, как правило, движение. В такой съемке фотографу особенно нужна мгновенная реакция и умение определять решающий момент.  Здесь фоторепортеру приходится использовать те условия, которые имеются, и в этих условиях создавать динамичный, интересный зрителю снимок. Задача фоторепортера – вовремя заметить или предугадать интересный кадр, среагировать на него нажатием кнопки; притом сделать это грамотно, учитывая фоновое и световое окружение, не забывая о композиции. И тогда рождается репортажное фото, наполненное чувством и атмосферой события. Случайно пойманный кадр нередко оказывается более удачным, чем результат многочасовых попыток сделать хороший постановочный снимок.

 

Кстати

Известная фирма «ILFORD» наградила Виталия Тененева особой медалью, сделанной знаменитым итальянским художником-медальером Бертони из чистого серебра. Ведь именно серебро считается основой традиционной фотографии.

Понятно, что такой результат требует полной самоотдачи в любимом деле. Но кроме того, как отмечает сам мастер, его успехи в творчестве опирались на надежный семейный тыл.

«Хотя фотография, безусловно, играет большую роль в моей жизни, – говорит Виталий Михайлович, – однако не следует думать, что я просыпаюсь по утрам с фотоаппаратом в руках, а, ложась спать, кладу его под подушку. Жизнь человека предполагает решение и других сложных и ответственных задач».

В этом году супруги Тененевы отмечают золотую свадьбу. За 50 лет совместной жизни они вырастили и достойно воспитали двух дочерей, когда-то золотых медалисток и гордость школы, а ныне кандидатов наук и доцентов.

Поздравим же мастера с двойным юбилеем!