Курской рок-группе Маленькие трагедии исполняется 23 года. Парадокс музыкантов состоит в том, что о них в родном городе мало кто слышал, тогда как творения коллектива находятся на поистине мировом художественно-профессиональном уровне.
Официальным днем рождения группы считается 6 августа 1994 года. Ее отцом-основателем и лидером стал выпускник Санкт-Петербургской консерватории по классу композиции Геннадий Ильин.
Первоначально это было трио: помимо клавишника и вокалиста Ильина, в коллективе играли Юрий Скрипкин на барабанах и Олег Бабынин на басу. В таком составе Маленькие трагедии выступали до 2000 года, после чего состав расширился к группе присоединились гитарист Александр Малаховский и саксофонист Алексей Бильдин.
Кроме того, в ряде сольных работ Геннадия Ильина, выходивших также под маркой МТ, партию гитары исполнил Игорь Михель.
Феномен
Это что-то совершенно неожиданное, немыслимое вот первое чувство, которое возникает при соприкосновении с творчеством группы.
Любители рок-музыки называют Геннадия Ильина курским Эмерсоном. Имеется в виду британский музыкант, клавишник-виртуоз Кит Эмерсон гений симфо-рока, иными словами, синтеза двух пространств академической музыки и рока.
Проблема здесь еще и в неадекватном восприятии самого понятия рок. Для многих рок не иначе как молодежное, примитивное громыхание, большей частью деструктивное. И мало кто имеет представление о таких направлениях, как арт-рок или симфо-рок, удовлетворяющих вкус самых привередливых музыкальных эстетов.
Место в контексте
Расцвет этой музыки пришелся на 70-е годы прошлого века, когда свои лучшие альбомы создавали Джон Лорд, Вангелис, Yes, Genesis, King Crimson и другие. В основе здесь сложные гармонии, но не блюзовой природы, как в традиционном роке, а коренящиеся в европейской классической школе.
Вот к этому направлению и относятся Маленькие трагедии. С той, однако, разницей, что это иной временной промежуток, и, следовательно, другие энергии и задачи. Да, с одной стороны, это наследники корифеев арт-рока 70-х… Но с другой, говоря курский Эмерсон, подразумевается вовсе не подражательность, а, во-первых, влияние и наследование, во-вторых, величина таланта.
В целом же у Геннадия Ильина ярко выраженное собственное музыкальное лицо, и, сравнивая его с Эмерсоном, находим больше отличия, чем сходства. Дело в том, что знаменитый британец ориентировался, прежде всего, на исполнительское мастерство, на собственную виртуозность. По природе своей он был явным модернистом, в то время как в основе музыкальной палитры Маленьких трагедий традиционализм с опорой на первоидеи.
Я дух механики. Я вещества
Во тьме блюду слепые равновесья,
Я полюс сфер небес и поднебесья,
Я гений числ, я счетчик, я глава.
Слова эти из стихотворения Максимилиана Волошина Два демона, легшего в основу монументальной композиции Геннадия Ильина из двойного альбома Новый Фауст. Нет, это вовсе не еще одна попытка озвучить историю о персонаже, продавшем душу дьяволу. Здесь, скорее, вид сверху, из космоса, Фауст не как личность, но само обобщенное желание постичь мироздание, вместить его в себя. Общему замыслу соответствуют стихи помимо Волошина, это Переход Владимира Бенедиктова, Пророки и Вечное Николая Гумилева, Чаша жизни Михаила Лермонтова.
В итоге, видим не только синтез двух музыкальных систем академической и роковой, но также синтез музыки и поэзии, происходящий в пространстве русской культуры, что определяется уже самим названием группы. Когда-то на ее основателя неизгладимое впечатление произвели Маленькие трагедии Пушкина в постановке Швейцера с блестящим актерским ансамблем и гениальной музыкой Шнитке.
Музыка сфер
Таким образом, прочтение симфо-рока именно в русской транскрипции музыкальной и литературной и создало феномен своего собственного звучания. Даже если это обращение к иным культурам, то не иначе как сквозь призму русской духовной традиции, будь то Фауст и Данте, Гулливер и Властелин колец, для нас все это, выражаясь словами Достоевского, священные камни Европы. Или же Азии как в случае с двойным альбомом Китайские песни вершинным, на мой взгляд, творением Геннадия Ильина (наряду с Новым Фаустом и трилогией на стихи Гумилева).
Для того чтобы понять смысл и значение той или иной музыки, нужно уловить ее гармонию, погрузиться в ее пространства. А для этого ты должен стать ей сопричастным, только в этом случае она, музыка, примет тебя.
Олег Качмарский