Шофёрский путь беловских дам: в Курской области представили уникальную выставку



Шофёрский путь беловских дам: в Курской области представили уникальную выставку

В Беловском историко-этнографическом музее открылась выставка «История обыкновенных вещей. Колесо. Особое внимание посетителей привлекли материалы о первых женщинах-водителях районе. Подробнее об их непростом трудовом пути рассказала научный сотрудник музея Лариса Шепелева.

Первая женщина-водитель Беловского района Фекла Щетинина

Самой первой женщиной-шофером в Беловском районе была Фекла Ивановна Щетинина. Вот как вспоминал в свое время о ней автомеханик Сельхозтехники А.Ульянов: В годы пятилеток появились первые грузовые машины. Много разговора в селах было о них. Как зачарованная, смотрела Феклуша вслед проехавшей эмке. Однажды ей повезло: водитель попросил помочь долить воды в радиатор и потом прокатил по ее родному Крупцу. С тех пор девушка только и мечтала о профессии водителя.

В 17 лет курянка отправилась учиться на курсы, открывшиеся в Белой. Она стала первой в районе девушкой, получившей водительское удостоверение. Так с осени 1936 года начался ее нелегкий трудовой путь. Особенно тяжело было после освобождения района. Вокруг разруха, все мужчины на фронте, не было запчастей, электроэнергии, все приходилось делать вручную.

Своими силами начали восстанавливать разбитые машины, собирали по болтику, не считаясь со временем. Бывало, что к вечеру валилась с ног, а нормы выполняла,- вспоминала сама Фекла Ивановна.

А вскоре начала поступать техника в колхоз. Кому доверить доставку горючего? Посоветовались, решили: Щетинина – хороший водитель, не подведет. Ее бензовоз с номером 78-44 КУВ в любую погоду можно увидеть на бригадных станах. В заботливые руки попала машина, оттого и долго служит. 30 лет за рулем – таков стаж простой женщины-труженицы из объединения Сельхозтехника.

С нетерпением ждали приезда бензовоза и в гирьянском клубе: по просьбе киномехаников возила она фильмы из Песчаного. Непросто сложилась и личная жизнь Феклы. Довелось женщине быть вдовой (первый ее муж, Соловьев Михаил, погиб на фронте), растила дочь одна. Спустя годы, вышла замуж и родила еще одну дочку. В селе запомнили Феклу Ивановну аккуратной, приветливой, улыбчивой. Всегда за рулем в юбке и неизменно на голове – платочек. До 1992 года она жила в Гирьях, в своей ухоженной усадьбе с множеством цветов. На склоне лет, когда силы стали покидать, поехала жить к дочери в Нижний Новгород, где и скончалась в 81 год. Но до сих пор в селе живет память об этом добром, уважительном человеке.

Анна Леусенко за рулем

Водителем стала и член семьи Феклы Ивановны Леусенко Анна. Она родилась в 1952 году в семье рабочих Песчанского совхоза. Училась в Гирьянской средней школе, затем получила специальность пчеловода в Горшечном. Но работать по этой специальности не довелось. Некоторое время она шила и ремонтировала обувь. Затем вышла замуж за Леусенко Ивана Владимировича, сварщика. Фекла Ивановна была родной тетей мужа, которая и предложила однажды новой родственнице стать шофером.

Анна недолго думая, пошла в Сельхозтехнику и закончила курсы. Практику проходила на бензовозе. Однажды случился пожар: Анна стала отъезжать от своего дома, как вдруг вспыхнуло пламя. Оказалось, из бака бензин потек на аккумулятор. Одной искры оказалось достаточно Женщина едва успела выскочить из-за руля В цистерне оставалось 200 литров горючего. Благодаря тому, что в свое время механик предусмотрел подобное и кое-что изменил в конструкции, взрыва не последовало, но бензовоз сгорел. Приехавшая пожарная машина затушила огонь окончательно.

После такого потрясения кто-то может быть больше никогда и не сел бы за руль. Но только не Анна. В автобазе ей предложили бортовой ГАЗ-51. На этой машине она проработала много лет без капитального ремонта, любила свой автомобиль, как могла ухаживала за машиной. Всего за баранкой Анна Ивановна провела 17,5 лет. И за это время ни одной аварии! При этом, в те далекие времена и асфальта в родном районе не было. Женщина ездила по бездорожью в любое время года.

Иногда за товаром приходилось отправляться в Курск и Льгов. Но чаще Анна колесила по своему району. Бывало, что приходилось буксовать в непролазной грязи. Подчас и плакала от бессилия. Но выход был один: терпеливо ждать, когда проедет какой-нибудь трактор. Вообще мужчины-водители помогали ей всегда, великодушно приняли в свое шоферское братство.

Анна Гладкова

Еще одна женщина-водитель Анна Егоровна Гладкова (Талызина) родом из деревни Корочка Беловского района. Среднее образование она получили в Белой. В семье росли 4 дочери, Аня – старшая. Жили трудно, да к тому же отец очень хотел сына. Вот и решила Анна оправдать его ожидания. В старших классах заявила, что будет водителем. Сначала все это восприняли как шутку, а потом много слез пролила мама, чтобы разубедить девушку, которая хорошо училась и могла окончить техникум или вуз, приобрести женскую профессию. Она же выбрала Суджанскую автошколу, но права получила не сразу, так как была еще несовершеннолетней.

Трудовая жизнь новоиспеченного водителя началась в 1972 году. Пришлось управлять бензовозами в колхозе За коммунизм и откормсовхозе. Анна Егоровна вспоминает, как было непросто поначалу. Однажды машина заглохла, а выручил совет бывалых водителей: нужно было потереть контакты на трамблере монеточкой.

Был и в ее биографии пожар. Это та ситуация, когда на раздумье нет секунды: товарищи-шоферы сумели вовремя потушить пламя куртками (тем, что подвернулось под руку). Потом Анна пошла работать в райпо, водила новенький Газ-53, в простонародье – будку. И нет такой дороги в Беловском районе, где бы не ездила она. Когда вышла замуж и родила дочку, то в декрете долго не засиделась, буквально через 10 месяцев вышла на работу.

Сегодня Анна Ивановна Леусенко и Анна Егоровна Гладкова – пенсионерки. Обе женщины с теплотой говорят о людях, которые помогали в работе и поддерживали их в столь нелегком деле.

А за всем этим – гордость, ведь они остались верны любимому «неженскому» своему делу…

Источник: газета Беловские зори