Славянское неоязычество: духовная и социальная опасность


Славянское неоязычество — не безобидное увлечение древними культурами, а сложное явление, которое может нести в себе множество скрытых угроз – от разрушения духовного мира человека до формирования радикальных взглядов в обществе


Славянское неоязычество: духовная и социальная опасность

В последние годы в ряде стран постсоветского пространства наблюдается рост популярности различных форм возрождённого язычества, в том числе так называемого «славянского неоязычества». Это течение, маскирующееся под культурно-историческое возрождение древних верований, представляет собой не просто исторический интерес, но может нести серьёзную духовную, социальную и даже политическую угрозу. Почему же славянское неоязычество следует воспринимать с осторожностью, а в некоторых своих проявлениях — как настоящую опасность?

Что такое славянское неоязычество?

Славянское неоязычество (неопаганство) — это современное движение, претендующее на восстановление дохристианских верований и обрядов славянских народов. Однако стоит понимать, что большинство этих практик не имеют точных исторических аналогов: они реконструированы или вымышлены, часто на основе фольклора, мифологии и спекуляций энтузиастов.

Современные неоязыческие течения включают такие направления, как:

- Родноверие — наиболее распространённое течение, основанное на концепции "Рода" как высшего божественного начала;

- «Даждьбоговы Силы», «Велесова Вервь» и другие организации, имеющие свои особые доктрины и обряды.

- Этнопаганство — сочетание языческих верований с националистическими идеями.

Духовная опасность

Одна из главных опасностей неоязычества заключается в его духовной дезориентации. Многие молодые люди, разочарованные в церковной жизни или вообще далёкие от религии, находят в неоязычестве некий «путь к истине» или «возрождение корней». Однако вместо подлинного духовного развития они получают систему, лишённую этической основы, внутреннего единства и глубокой философской традиции.

– В «группе риска» оказывается прежде всего молодёжь, в т. ч. старшего школьного возраста, со свойст­венным ей юношеским максимализмом, отвержением авторитетов, желанием создать контркультуру, и, наконец — не всегда осознанным стремлением опре­де­л­ить смысл своей жизни, – считает российский исследователь современного религиозного сектантства Александр Дворкин. – Родноверие создаёт иллюзию ответов на все вопросы. Суррогат духовности (обряды, ритуалы, нередко носящие оккультный характер), шаблонная идеология (дескать, «была светлая родная вера предков, а потом наступили тёмные века чужеродного христианства»), призыв к действию (от «слияния с природой» до «мочить христиан») – всё это захватывает, соответственно, чувства, ум и волю молодых людей.

Неоязычество часто использует красивые слова о связи с природой, предками и силами стихий, но за этим скрывается отсутствие чёткой нравственной системы. Некоторые течения допускают жестокость, культ силы, дискриминацию, а также элементы оккультизма и магии, которые могут привести к психическим расстройствам или зависимости от экстремальных состояний.

Социальная и культурная опасность

Очень часто неоязычество становится инструментом культурного разрушения и националистической идеологии. Во многих группах и организациях, исповедующих неоязычество, можно встретить крайне правые взгляды: нацизм, антисемитизм, ксенофобию. Такие идеи используются для создания образа врага, что способствует социальной поляризации и конфликтам.

Кроме того, существует опасность фальсификации истории: участники неоязыческих движений часто создают псевдоисторические нарративы, согласно которым христианизация славян была насильственным актом, подавившим «чистую», «светлую» языческую культуру. Это противоречит научным данным и используется для демонизации традиционных религий, особенно православия.

Политическая опасность

Некоторые неоязыческие движения активно используют свою идеологию в политике. Они позиционируют себя как защитников национальных традиций, но в реальности становятся инструментом для радикализации общества. Чаще всего это заканчивается созданием ультраправых нацистских организаций, заточенных на экстремизм и теракты.

Крайне негативное воздействие на неокрепшие умы оказывает вышедшая в 90-х и выдержавшая несколько переизданий книга «Удар русских богов» некоего Истархова. Это жуткое книговарево, не имеющее ничего общего ни с русскими, ни с богами, ни с историей, круто замешано на экстремизме, нацизме и антисемитизме. Кстати, сам Истархов отметился затем на укромайдане – вот каким русским на поверку он оказался.

От теории к практике

Многие неоязычники-родноверы формировали своё мировоззрение на основе этой книги. Выяснилось, что А. Копцев, напавший на прихожан московской синагоги в 2006 году, имел «Удар русских богов» в качестве настольной книги. Сейчас она включена в федеральный список экстремистских материалов, как и некоторые другие образцы неоязыческой литературы.

Вот ещё два примера. В 2004–2005 годах в Санкт-Петербурге действовала группа нацистов, условно называемая БТО (боевая террористическая организация). Её создали Алексей Воеводин и Дмитрий Боровиков, ранее бывшие скинхедами. Они посещали языческие обряды, принимали «родноверческие» имена и издавали журнал «Гнев Перуна». Отличительной чертой БТО была ненависть к Православию.

В 2010 году были осуждены трое скинхедов, совершивших ряд убийств и организовавших несколько терактов в 2008–2009 годах, включая взрыв в храме Святителя Николая в Бирюлёво (Москва) и попытку взрыва в ресторане «Макдоналдс». Их преступления были основаны на националистической и неоязыческой идеологии.

Одна из самых активных (по данным Генеральной прокуратуры) экстремистских организаций в России — «Северное братство» — также руководствовалась в своей антигосударственной деятельности неоязыческим учением, соединённым с идеями национализма и сепаратизма («Русь против России»). Её участники взаимодействовали через интернет.

Уголовная ответственность

В этой связи необходимо напомнить о существовании в законодательстве Российской Федерации нескольких статей из уголовного кодекса.

Согласно статье 280 УК РФ, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", наказываются принудительными работами или лишением свободы на срок до пяти лет.

Согласно статье 205.2 УК РФ, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание или пропаганда терроризма, наказываются штрафом в размере от ста до пятисот тысяч рублей, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Те же деяния, совершенные с использованием СМИ и интернета наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей либо лишением свободы на срок от пяти до семи лет.

Психологическая и экзистенциальная опасность

Многие новообращённые в неоязычество сталкиваются с проблемой потери ориентиров. Отказ от традиционных религиозных норм и принятие поверхностной системы верований приводит, как правило, к столь негативным последствиям как потеря личностной целостности; уход от реальности в мифологизацию прошлого; разрушение семейных и социальных связей; ослабление критического мышления.

Кроме того, некоторые формы неоязычества включают в себя ритуалы, вызывающие изменённые состояния сознания, что может быть особенно опасно для подростков и людей с неустойчивой психикой. А это уже роднит неоязыческие организации с деструктивными тоталитарными сектами.

–  При вовлечении в нео­языческие структуры нередко используются психологические приёмы, свойственные деструктивным сектам. Так, для привлечения людей родноверческие группы предлагают принять участие в празднике, окунуться в «народные традиции», излечиться от болезней методами «традиционной медицины». На самом же деле происходит участие в нео­язы­ческих обрядах, включая жертвоприношения — т. е. налицо явный обман. Неко­то­рые неоязычники совершают подмену понятий и называют себя «право­слав­ными» («славящими правь»), «староверами». Среди членов орга­низа­ций в той или иной мере имеет место контроль поведения, информации, мышления и эмоций, – рассказывает Александр Дворкин.

Как противостоять опасности?

Противостоять деструктивному влиянию неоязыческих сект можно через: 

- Просвещение и информирование. Необходимо проводить просветительскую работу среди молодёжи, объясняя, что такое неоязычество на самом деле, и чем оно отличается от исторических славянских верований.

- Укрепление духовных традиций. Поддержка традиционных религий, прежде всего православия, поможет противостоять духовному вакууму, который заполняется неоязыческими учениями.

- Критическое отношение к неоязыческой идеологии. Важно показывать, как неоязыческие идеи связаны с национализмом, экстремизмом и фальсификацией истории.

Что же касается вовлечение в неоязыческие организации юного поколения, то здесь большая ответственность ложится на семью. Родители должны быть внимательны к изменениям в поведении детей, интересоваться их увлечениями и вести в ними открытый диалог.

Заключение

Славянское неоязычество — не безобидное увлечение древними культурами, а сложное явление, которое может нести в себе множество скрытых угроз – от разрушения духовного мира человека до формирования радикальных взглядов в обществе.

Нужно помнить, что подлинное уважение к истории и культуре не требует отказа от нравственных и религиозных основ. Напротив, оно рождается в осознанном выборе добра, справедливости и любви, которые неоязыческая система заменить не может.