В минувшие выходные в Центре духовной культуры имени Щепкина состоялись традиционные Клыковские чтения, темой которых на этот раз стали Воспоминания друзей и соратников.
Несмотря на то что мероприятие проводилось уже в восьмой раз, в нем не чувствовалось даже и намека на какую-либо рутинность или заорганизованность. Главной характерной чертой события по-прежнему является живая непосредственность, которая буквально пронизывала выступления всех участников чтений. Исток столь животворной энергии, очевидно, в личности самого художника. И еще в том обстоятельстве, что Клыков не просто скульптор, но и общественный деятель. Не только академик Академии художеств, но в то же время создатель Международного фонда славянской письменности и культуры, соучредитель Союза русского народа, президент Всероссийского фонда национального спасения, член редакционного совета журнала Наш современник, издатель газеты Русский вестник.
Нет ничего удивительного, что каждое из творений Вячеслава Клыкова наполнено не только художественным, не только историческим, но и конкретным общественно-политическим содержанием.
И актуальность со временем только возрастает, потому как сегодня становится очевидным, что для нашей страны нет более важной цели и задачи, чем державное, национальное и духовное восстановление. А именно на это и было направлено дело всей жизни выдающегося курянина.
И здесь важно учесть тот факт, что данные вопросы очень даже неоднозначны сложны, конфликтны и взрывоопасны. Достаточно вспомнить, какие трудности пришлось преодолеть для воздвижения памятника Сергию Радонежскому в Радонеже. Правда, тогда это можно было списать на инерцию атеистической эпохи. А вот уже недавнее свидетельство: история с подмосковным памятником императору Николаю II, дважды взорванным политическими оппонентами и дважды восстановленным. К тому же к гражданскому конфликту отголоску целой войны относится и неприятие установленного в 2004 году в Иркутске памятника адмиралу Колчаку. Но все же, несмотря ни на что, сам Клыков был выше всех политических и даже религиозных противостояний.
Как свидетельствует хорошо его знавший Иван Полозков (бывший первый секретарь Центрального комитета компартии РСФСР): Он никогда не позволял себе уклоняться от тех острых углов противоречий, в которые нас непременно вталкивает жизнь. Тех же, кто так делает, называл тепло-хладными сам он был не из таковых, а полной им противоположностью бунтарь за правду, за правоту, за истину.
Стало быть, если есть нерешенная проблема, если конфликт существует, то для блага общества он обязательно должен быть разрешен. Другой вопрос: как? Думается, что именно для этого и существует культура. В высшем ее понимании, то есть как устремленность к изначальной правде, к истине. О чем и говорил Вячеслав Клыков: Все раны лечатся любовью. Для каждой творческой работы необходим побудительный мотив. Для меня этот мотив мое уважительное отношение к русской истории. Я сам русский человек. Все, что связано с нашей родиной, для меня близко и дорого, я переживаю ее судьбу как свою личную. Вы знаете, как легче всего выйти из болота? По вешкам, оставленным для тебя добрыми людьми. Так и я ставлю на пути россиян образы великих предков, чтобы не сбили их с истинного пути мутные соблазны нашего времени.
Об этих же вешках в своих выступлениях говорили и участники чтений: глава администрации Курска Николай Овчаров, уже упомянутый Иван Полозков почетный глава Курского землячества в Москве, писатель-публицист Владимир Кулагин, Тамара Антипенко курская журналистка, взявшая у Клыкова его последнее интервью… А глава Прохоровского района Белгородской области Сергей Канищев завершил свою речь словами, которые можно считать квит-эссенцией VIII Клыковских чтений:
Память о Клыкове дает нам сегодня надежду и указывает путь, по которому нужно идти. Ориентируясь по тем маякам, которые он в свое время расставил.
Олег Качмарский