СОГЛАШЕНИЕ между Администрацией Курской области, Союзом «Федерация организаций профсоюзов Курской области» и Ассоциацией объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Кур



СОГЛАШЕНИЕ между Администрацией Курской области, Союзом «Федерация организаций профсоюзов Курской области» и Ассоциацией объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Кур

Администрация Курской области в лице врио Губернатора Курской области Р.В.Старовойта, действующего на основании Указа Президента Российской Федерации от 11 октября 2018 г. № 584 «О досрочном прекращении полномочий Губернатора Курской области» и распоряжения Губернатора Курской области от 11.10.2018 № 701-ргл (далее – «Администрация»), Союз «Федерация организаций профсоюзов Курской области» в лице председателя Союза «Федерация организаций профсоюзов Курской области» А.И.Лазарева, действующего на основании Устава Союза (далее – «Профсоюзы»), и Ассоциация объединение работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Курской области» в лице председателя Правления Ассоциации объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Курской области» А.Ф.Ягеря, действующего на основании Устава Ассоциации (далее – «Работодатели»), совместно именуемые «Стороны», руководствуясь федеральным законодательством и законодательством Курской области, заключили Соглашение на 2019-2021 годы (далее – «Соглашение»), определяющее согласованные позиции Сторон по основным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и совместным действиям по их осуществлению на региональном уровне.

Стороны ставят в числе приоритетных целей Соглашения проведение в предстоящий период: социально-экономической политики, обеспечивающей право граждан на достойный труд; повышение качества жизни работников и их семей; сокращение уровня бедности на основе устойчивого развития экономики; роста производительности труда, стабильной занятости и гибкости рынка труда; безопасности рабочих мест; расширение возможностей профессионального роста работников; создание рабочих мест.

Стороны признают необходимым дальнейшее развитие созданной в области системы социального партнерства и обязуются оказывать всестороннее содействие организациям, участвующим в социальном партнерстве, в повышении их эффективности в комплексном решении экономических и социальных задач.

Стороны, руководствуясь принципами социального партнерства, принимают меры по соблюдению органами исполнительной власти, работодателями и профсоюзами законодательства и нормативных правовых актов в пределах своих полномочий, в том числе по выполнению обязательств, предусмотренных Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018 2020 годы; Соглашением между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Центрального федерального округа, Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов Центрального федерального округа, Координационным Советом Российского союза промышленников и предпринимателей Центрального федерального округа на 2019-2021 годы; отраслевых соглашений; данного Соглашения.

Обязательства сторон, включенные в данное Соглашение, выполняются ими в порядке и пределах полномочий, установленных действующими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Курской области.

Стороны признают необходимым заключение областных отраслевых и территориальных соглашений, коллективных договоров и обязуются оказывать трудовым коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие в решении социально-трудовых отношений.

1. В области экономического развития

Стороны считают основной задачей на предстоящий период проведение активной политики по созданию благоприятных условий хозяйствования, развитию предпринимательской деятельности, укреплению экономического и финансового положения организаций, повышению уровня жизни населения в Курской области. В этих целях:

Стороны совместно:

1.1. Разрабатывают и осуществляют мероприятия по реализации положений Стратегии социально-экономического развития Курской области, направленные на обеспечение позитивной динамики социально-экономического развития региона и повышения жизненного уровня населения Курской области как главной цели деятельности Сторон, в том числе реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» и от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

1.2. Осуществляют взаимные консультации по вопросам бюджетной и налоговой политики, разработки системы документов стратегического планирования Курской области, формируют условия для самореализации граждан, роста реальных доходов работников и уровня жизни населения, устранения причин бедности населения Курской области.

Принимают в рамках своей компетенции необходимые меры по реализации приоритетных национальных проектов и государственных программ.

1.3. Содействуют продвижению продукции местных товаропроизводителей на российский и зарубежный рынок, имиджа области как региона с развитой промышленностью и сельским хозяйством, выпускающего продукцию, отвечающую высоким мировым стандартам качества, культурного и туристического центра, а также объекта, привлекательного для инвесторов.

1.4. Создают благоприятные условия для развития экономики Курской области путем привлечения инвестиций и реализации инвестиционных проектов, развития конкуренции, расширения использования инструментов государственно-частного партнерства, реализации проектов территорий опережающего развития.

1.5. Содействуют созданию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальное предпринимательство, как основы увеличения объемов производства, занятости населения, развития коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в рамках указанных организаций.

1.6. Содействуют созданию новых и модернизации действующих ресурсоэффективных производств, высокотехнологических кластеров по различным направлениям из числа научных, промышленных организаций и малых предприятий, созданию высокопроизводительных рабочих мест.

1.7. Создают условия по обеспечению ежегодного роста производительности труда.

1.8. Проводят согласованную политику, направленную на предотвращение социальных конфликтов в организациях Курской области, находящихся в процедурах банкротства.

1.9. Принимают меры, направленные на увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, взносов в государственные внебюджетные фонды, легализацию «теневой» заработной платы, противодействие схемам ухода от налогообложения.

1.10. Принимают меры по соблюдению баланса экономических интересов поставщиков и потребителей коммунальных услуг. Проводят реализацию тарифной политики в соответствии с действующим законодательством.

Администрация:

1.11. Осуществляет мониторинг и прогнозирует развитие социально-экономической ситуации в области с целью определения приоритетных направлений и перспектив развития.

Осуществляет разработку стратегий, программ, прогнозов социально-экономического развития Курской области и бюджетных прогнозов, государственных программ Курской области, организует их реализацию.

1.12. Обеспечивает необходимые меры по реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» и от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

1.13. Оказывает поддержку хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на территории Курской области, в соответствии с федеральным и региональным законодательством, учитывая в качестве основных критериев уровень заработной платы и своевременность её выплаты, участие в системе социального партнерства, соблюдение трудового законодательства, выполнение обязательств коллективных договоров и соглашений различного уровня.

1.14. Совершенствует нормативную базу, регулирующую инвестиционную деятельность. Оказывает на конкурсной основе поддержку инвесторам при реализации высокоэффективных инвестиционных проектов в соответствии с законодательством, в пределах средств, определенных в областном бюджете на соответствующий финансовый год.

1.15. Содействует развитию малого и среднего предпринимательства во всех секторах экономики области и созданию благоприятных условий для их хозяйственной деятельности.

1.16. Создает условия для устойчивого роста и повышения эффективности промышленного производства.

1.17. Организует реализацию государственных программ развития сельского хозяйства с целью обеспечения продовольственной безопасности населения области на основе ускоренного развития и повышения эффективности производства продукции сельского хозяйства, улучшения условий труда и быта сельских тружеников.

1.18. Проводит анализ потенциального рынка сбыта сельскохозяйственной продукции. Способствует развитию партнёрских отношений между сельхозтоваропроизводителями, торговыми, перерабатывающими предприятиями.

1.19. Содействует внедрению современных методов управления в экономику области на основе новых информационных технологий.

1.20. Создает благоприятные условия для развития сферы потребительского рынка, предпринимательства в целях насыщения потребительского рынка качественными товарами и услугами. Способствует развитию системы сбыта сельскохозяйственной продукции путём расширения заготовительной деятельности, создания потребительских кооперативов, проведения розничных ярмарок в городах и районах области, на межрегиональных и международных выставках.

1.21. Содействует обновлению основных производственных фондов в организациях научно-промышленного и агропромышленного комплексов, а также в организациях, осуществляющих деятельность, имеющую социальное значение, посредством предоставления государственной поддержки в соответствии с законодательством.

1.22. Осуществляет своевременное финансирование работ по строительству объектов социального назначения, газификации и дорожного строительства, ремонту и содержанию автомобильных дорог в соответствии с законом Курской области о бюджете области на соответствующий финансовый год и иными нормативными правовыми актами Курской области.

1.23. Создает условия для увеличения объемов и развития жилищного строительства, привлечения дополнительных внебюджетных источников в строительство жилья в целях обеспечения доступности и снижения стоимости жилья.

1.24. Содействует эффективному функционированию организаций жилищно-коммунального комплекса и финансовой стабильности его организаций, направленных на повышение качества предоставляемых услуг.

1.25. Осуществляет государственное регулирование видов деятельности в сфере поставки коммунальных ресурсов в целях достижения баланса интересов потребителей услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих услуг для потребителей.

1.26. В целях улучшения транспортного обслуживания населения области в пределах полномочий осуществляет организацию работы пассажирского транспорта. Реализует мероприятия, направленные на развитие гражданской авиации, железнодорожного транспорта в пригородном сообщении.

1.27. Осуществляет мероприятия, направленные на повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, в том числе предоставляемых по принципу «одного окна» и в электронном виде.

1.28. Оказывает организациям Курской области государственную поддержку в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

1.29. Содействует развитию экспорта промышленной продукции при помощи инструментов АО «Российский экспортный центр».

1.30. Оказывает консультативную помощь хозяйствующим субъектам промышленного комплекса в использовании финансовых инструментов Фонда развития промышленности Российской Федерации и Фонда развития промышленности Курской области.

Работодатели:

1.31. Обеспечивают соблюдение установленных федеральным законодательством, законодательством Курской области и настоящим Соглашением прав работников организаций в социально-экономических, трудовых и других отношениях.

1.32. Обеспечивают стабильную работу организаций, их устойчивое финансовое положение, повышение эффективности финансово-экономической деятельности организаций.

Принимают необходимые меры по обновлению основных фондов, повышению производительности труда, внедрению прогрессивной техники и новых технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции, созданию и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, в том числе с использованием финансовых инструментов Российского фонда технологического развития.

1.33. Разрабатывают инвестиционные проекты и направляют инвестиции на техническое перевооружение производства, снижение энергоемкости выпускаемой продукции, создание новых рабочих мест, улучшение условий труда работников.

Разрабатывают и реализуют меры по улучшению качества и снижению себестоимости выпускаемой организациями продукции в целях повышения объемов ее реализации.

1.34. Осуществляют предпринимательскую деятельность на принципах социальной ответственности. Обеспечивают своевременную оплату труда работников, полное и своевременное перечисление налоговых платежей в бюджеты всех уровней, обязательные страховые взносы во все внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации и Курской области.

1.35. Содействуют развитию коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в организациях.

Обеспечивают реализацию прав работников на участие в управлении организацией в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации, коллективным договором и соглашениями.

Привлекают в коллегиальные органы управления организациями всех форм собственности полномочных представителей первичных профсоюзных организаций или представителей работников организации с правом совещательного голоса.

Совместно с профсоюзными организациями проводят системную работу по участию трудовых коллективов в обеспечении роста производительности труда.

1.36. Ежеквартально информируют работников через их представителей о финансово-хозяйственной деятельности организации, принимаемых мерах по стабилизации и развитию производства. Предоставляют Сторонам Соглашения информацию о предстоящей реорганизации, реформировании, ликвидации организации и ведении технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников.

1.37. Обеспечивают профсоюзным организациям, органам исполнительной власти Курской области и органам местного самоуправления беспрепятственное получение информации по социально-трудовым вопросам и о результатах аудиторских проверок.

1.38. Принимают участие в работе комиссий, рабочих групп Администрации Курской области и организаций по проблемам хозяйственно-экономической, производственной и социальной деятельности, вносят соответствующие предложения и добиваются их реализации.

Профсоюзы:

1.39. Разрабатывают и вносят в органы государственной власти Курской области, Курскую областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, работодателям, объединениям работодателей предложения, направленные на развитие производства, стабилизацию работы организаций, повышение уровня жизни населения Курской области.

1.40. Способствуют устойчивой социально-экономической работе организаций: укреплению трудовой дисциплины, повышению профессионализма и деловой активности работников, повышению качества производимой продукции, росту производительности труда и эффективности производства. Участвуют в организации трудового соревнования в организациях.

1.41. Выходят с инициативой по разработке и заключению коллективных договоров, соглашений, включению в них взаимных обязательств, направленных на сохранение и развитие производства, повышение производительности труда и качества продукции, рациональное использование рабочего времени.

1.42. Принимают меры по созданию профсоюзных организаций в организациях малого и среднего предпринимательства с целью обеспечения социальной защиты работников через коллективно-договорные отношения.

1.43. Оказывают правовую и методическую помощь профсоюзным организациям, в том числе при изменении организационно-правовой формы, формы собственности организаций.

1.44. Осуществляют общественный контроль за соблюдением работодателями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обеспечивающих защиту интересов работников. В этих целях имеют право беспрепятственно посещать организации любой формы собственности, в которых работают члены профсоюзов.

1.45. Участвуют в работе комиссий при Администрации Курской области по вопросам социально-трудовых отношений.

2. В области оплаты труда, доходов и уровня жизни населения

Стороны отмечают, что основой для повышения уровня жизни населения Курской области является развитие экономики области, ориентированной на инновационное обновление ее структуры, рост конкурентоспособности товаров (работ, услуг).

Стороны совместно:

2.1. Проводят согласованную политику по совершенствованию систем оплаты труда, повышению уровня заработной платы, снижению дифференциации доходов различных групп населения, ликвидации «теневых» заработных плат, уменьшению доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Курской области.

Проводят совместные мероприятия, направленные на опережающий рост заработной платы и иных доходов населения по сравнению с ростом потребительских цен.

Принимают меры по недопущению занижения реальной заработной платы с использованием скрытых форм оплаты труда в организациях, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

2.2. Способствуют совершенствованию организации труда, обеспечивающей рост производительности труда и устойчивое развитие экономики.

2.3. Согласились, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленного федеральным законодательством.

2.4. Содействуют тому, чтобы в организациях, самостоятельно определяющих системы оплаты и условия стимулирования труда, данные положения закреплялись в коллективных договорах и соглашениях, локальными нормативными актами организаций с учетом мнения представительного органа работников.

2.5. При разработке, заключении и в ходе реализации отраслевых соглашений, коллективных договоров в организациях, учреждениях обеспечивают включение и реализацию:

положения об оплате труда и материальном стимулировании;

обязательств по росту заработной платы;

обязательств по увеличению удельного веса заработной платы в затратах на производство и реализацию выпускаемой продукции, оказываемых услуг;

обязательств по доведению постоянной составляющей заработной платы (оклада, тарифной части) до уровня не менее 75 процентов;

обязательств по установлению минимальных размеров тарифных ставок (окладов) рабочих 1 разряда при выполнении норм труда и норм рабочего времени в размере 1-1,5 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Курской области, либо на уровне минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законодательством, без учета надбавок и доплат.

2.6. Реализуют меры, предусмотренные трудовым законодательством, направленные на предотвращение возникновения просроченной задолженности по заработной плате, а также разрабатывают при необходимости дополнительные меры по обеспечению своевременной и в полном объеме оплаты труда в организациях всех форм собственности.

Содействуют реализации мер и механизмов по защите материальных прав работников в случае несостоятельности (банкротства) или неплатежеспособности организации.

Принимают меры по недопущению задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.

2.7. Обеспечивают соблюдение установленных законодательством прав работников в области трудовых отношений и социальных гарантий, а также выполнение коллективных договоров и соглашений, регламентирующих отношения работников и работодателей.

2.8. Проводят мониторинги эффективности внедрения систем оплаты труда работников бюджетной сферы и численности низкооплачиваемых групп работников, принимают меры к снижению их доли.

2.9. Обсуждают проекты нормативных правовых актов области по внесению изменений и дополнений в областное законодательство об оплате труда работников бюджетных учреждений.

Администрация:

2.10. Проводит работу, направленную на улучшение качества жизни населения области, повышение уровня заработной платы, ликвидацию задолженности по ее выплате и снижение уровня бедности.

2.11. В соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Курской области при составлении проекта бюджета области на очередной финансовый год и плановый период предусматривает средства на:

фонд оплаты труда работников областных государственных учреждений в соответствии с действующей системой оплаты труда, выплату гарантированных доплат, надбавок и компенсаций в размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

индексацию заработной платы работников бюджетной сферы;

компенсацию предприятиям пассажирского транспорта расходов по обеспечению проезда льготных категорий населения;

материальную поддержку обучающихся в средних и высших образовательных учреждениях области, выплату стипендий за особые успехи в учёбе;

оказание государственной социальной помощи малоимущим гражданам области, мер социальной поддержки льготным категориям граждан области.

2.12. Обеспечивает совершенствование отраслевых систем оплаты труда работников бюджетной сферы области.

2.13. В пределах своих полномочий обеспечивает дифференциацию заработной платы работников областных государственных учреждений в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.

2.14. Осуществляет мониторинг состояния задолженности по заработной плате в организациях Курской области в целом и в разрезе муниципальных образований Курской области, отраслей экономики и отдельных организаций, принимает меры по ее ликвидации.

2.15. Ежегодно в целях улучшения качества жизни населения Курской области, обеспечения прав работников на достойную и полную оплату труда устанавливает целевые показатели уровня оплаты труда по основным видам экономической деятельности в организациях внебюджетного сектора экономики области.

2.16. Осуществляет мониторинг уровня средней заработной платы работников организаций внебюджетного сектора экономики области в разрезе отраслей, субъектов Центрального федерального округа, муниципальных районов и городских округов.

2.17. Осуществляет расчет величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения области, ежеквартально утверждает его и обеспечивает публикацию в средствах массовой информации.

Работодатели и Профсоюзы:

2.18. Заключают коллективные договоры, соглашения, вносят изменения в действующие коллективные договоры и соглашения, предусматривая в них, в том числе:

сроки и порядок индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в целях обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы;

размер денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы выше, чем предусмотрено статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации;

размер и порядок выплаты работникам, за исключением получающих оклад, дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе (в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации), на уровне средней заработной платы работника;

при наличии сменного режима работы оплата труда в ночное время (с 22 до 6 часов) в размере не ниже 40 процентов часовой тарифной ставки (должностного оклада), рассчитанного за каждый час работы в ночное время.

Работодатели:

2.19. Обеспечивают своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, выходных пособий и других выплат, причитающихся работнику, в соответствии с действующим законодательством, соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами.

2.20. Не допускают появления задолженности по заработной плате и социальным страховым взносам.

2.21. Не допускают использования форм оплаты труда, не предусмотренных действующим законодательством, применения систем оплаты труда, противоречащих действующему законодательству, в том числе выплаты «теневой» заработной платы, в том числе вознаграждения за труд не в денежной форме (натуральные выдачи, товарами, продуктами, услугами, страхование и т.д.) за счет снижения размеров основной заработной платы.

В исключительных случаях, установленных локальными актами, часть заработной платы, но не более 20 процентов, по письменному заявлению работника могут выплачивать товарами, продуктами и услугами, предназначенными для личного пользования работником и членами его семьи в соответствии с их интересами, по ценам не выше рыночных.

2.22. В целях повышения социальной защищенности работников обеспечивают ежегодное повышение заработной платы работников не ниже уровня роста потребительских цен на товары и услуги. Проводят индексацию заработной платы работников не реже 1 раза в год.

При достижении в течение года индекса потребительских цен на товары и услуги в размере от 106% до 110% проводят внеочередную индексацию размеров тарифных ставок (окладов) персонала.

2.23. Обеспечивают дифференциацию заработной платы работников с учетом уровня подготовки и квалификации, сложностью, качеством и количеством труда.

2.24. Гарантируют применение систем нормирования труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и (или) устанавливаемых коллективным договором на основе типовых норм труда для однородных работ (межотраслевых, отраслевых и иных норм труда, включая нормы времени, нормы выработки, нормативы численности, типовые (рекомендуемые) штатные нормативы, нормы обслуживания и другие типовые нормы, утверждаемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).

Пересмотр норм труда допускается в порядке, установленном трудовым законодательством по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологий и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост эффективности труда.

2.25. Признают время приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней простоем по вине работодателя и оплачивают его в размере не менее 2/3 среднего заработка работника за все время задержки ее выплаты, включая период приостановки работником исполнения трудовых обязанностей.

2.26. Обеспечивают первоочередность выдачи начисленной заработной платы перед остальными платежами (в том числе и в случаях реорганизации или ликвидации учреждения) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

2.27. Принимают меры по достижению уровня среднемесячной заработной платы работников организации не менее 4-х прожиточных минимумов трудоспособного населения, установленного в Курской области.

Профсоюзы:

2.28. Участвуют в обсуждении проектов законов и иных нормативных правовых актов по социально-экономическим вопросам, в том числе оплаты труда и уровня жизни населения.

Осуществляют в пределах своих полномочий контроль реализации принятых нормативных правовых актов.

2.29. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательных и других нормативных актов по труду, недопущением использования работодателями выплаты заработной платы «в конвертах», за ликвидацией задолженности по заработной плате, за своевременным перечислением работодателями страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также за выделением и использованием средств на оплату труда из бюджетов всех уровней.

2.30. Осуществляют контроль за выполнением положений коллективных договоров, соглашений организаций, в части положений по оплате труда и материальному стимулированию работников организаций, обязательств по росту заработной платы, ответственности работодателей за нарушение сроков выплаты заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Добиваются от работодателей устранения нарушений трудового законодательства по оплате труда.

2.31. Взаимодействуют с работодателями в выполнении областных отраслевых соглашений и коллективных договоров. Добиваются снижения внутриотраслевой дифференциации заработной платы между организациями за счет повышения ее уровня в тех организациях, где она ниже, чем в среднем по отрасли.

2.32. Рассматривают заявления и обращения трудящихся по вопросам оплаты труда, отчислений в государственные внебюджетные фонды и ставят вопросы перед компетентными государственными органами о привлечении к ответственности нарушителей трудового и иного законодательства.

2.33. В случаях нарушения установленных сроков выплаты заработной платы добиваются ее выплаты работникам предприятия через комиссии по трудовым спорам и суды.

2.34. Добиваются включения в коллективные договоры положений:

об установлении доли тарифной части в заработной плате работника в размере не менее 75%;

об индексации заработной платы в размере не ниже уровня роста потребительских цен на товары и услуги;

о порядке компенсации потерь в заработной плате в случае ее задержки;

об установлении соотношения средней заработной платы руководителя организации к средней заработной плате основного персонала организации в размере не более 1:5.

2.35. Информируют трудовые коллективы о результатах мониторинга социально-трудовой сферы.

3. В области развития рынка труда и гарантий занятости населения

Стороны совместно:

3.1. Участвуют в реализации мероприятий государственной программы Курской области «Содействие занятости населения в Курской области».

3.2. Организуют в средствах массовой информации, информационной телекоммуникационной сети «Интернет» информирование населения, в том числе инвалидов, граждан предпенсионного и пенсионного возраста, женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, о состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, проведении ярмарок вакансий.

Активно привлекают областные и муниципальные средства массовой информации к информационному обеспечению реализации государственной политики занятости.

3.3. Рассматривают на заседаниях Курской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вопросы массового высвобождения работников организаций и (или) предприятий, анализируют и обобщают причины массового высвобождения работников.

В случае угрозы массового высвобождения работников разрабатывают комплекс мероприятий, направленных на содействие занятости и социальную поддержку высвобождаемых работников.

В организациях, предполагающих высвобождение работников, обеспечивают работу выездных консультационных пунктов и мобильных центров занятости населения.

Руководствуются следующими критериями для определения случаев массового увольнения:

высвобождение работников в результате ликвидации организации любой организационно-правовой формы и формы собственности с численностью работающих 10 и более человек;

сокращение численности или штата работников в результате реорганизации предприятия в количестве:

20 и более человек в течение 30 календарных дней;

100 и более человек в течение 60 календарных дней;

300 и более человек в течение 90 календарных дней.

3.4. Не допускают превышения уровня общей безработицы 4,0% от числа экономически активного населения Курской области, уровня регистрируемой безработицы 1,0% от числа экономически активного населения Курской области.

3.5. Реализуют меры государственной поддержки, направленные на привлечение и закрепление специалистов, прибывших на работу в сельскую местность после окончания образовательных учреждений.

3.6. Содействуют обеспечению занятости участников программы Курской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

3.7. В целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации при формировании квоты на привлечение и использование иностранной рабочей силы учитывают факты массовых высвобождений работников, наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет местных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки и переподготовки безработных граждан с учетом потребности рынка труда.

3.8. Проводят согласованную политику в вопросах регулирования привлечения иностранной рабочей силы в экономику региона.

3.9. В целях удовлетворения потребностей регионального рынка труда в молодых кадрах и повышения качества образовательного процесса:

совершенствуют и развивают единую систему профессиональной ориентации среди учащихся и выпускников школ («школа» «базовое предприятие» «профессиональное образовательное учреждение» «предприятие»);

проводят работу по совершенствованию организационно-экономических механизмов регулирования системы профессионального образования региона.

3.10. В целях повышения качества рабочей силы осуществляют меры, направленные на обеспечение непрерывного профессионального развития работников, профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов развития экономики в области, в том числе:

развитие внутрипроизводственного обучения работников организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению;

формирование системы признания и оценки результатов внутрипроизводственного обучения;

развитие профессиональной мобильности на основе профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;

развитие системы профессиональной ориентации;

подготовку согласованных предложений по ключевым направлениям развития национальной системы квалификации.

3.11. Содействуют распространению положительного опыта организаций по формированию эффективного кадрового потенциала, систем мотивации и стимулирования персонала к высокопроизводительному труду.

3.12. Содействуют трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, и граждан предпенсионного и пенсионного возраста.

3.13. Содействуют расширению перечня основных видов общественных работ с целью обеспечения временной занятости населения.

3.14. В целях повышения престижа рабочих профессий, совершенствования профессиональных знаний и методов работы, а также содействия росту квалификации кадров организуют областные конкурсы профессионального мастерства «Лучший по профессии».

Содействуют проведению регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) в Курской области, в том числе для обучающихся профессиональных образовательных организаций. Обеспечивают участие победителей областных конкурсов во всероссийских конкурсах.

3.15. Проводят работу по текущему и перспективному прогнозированию потребности в рабочих кадрах и специалистах в разрезе профессионально-квалификационной структуры в целях организации их подготовки.

3.16. Разрабатывают и осуществляют меры по переподготовке и социальной поддержке работников в условиях проведения процедур, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций, особенно градообразующих и определяющих статус населенных пунктов как монопрофильных. При введении внешнего управления обеспечивают действие коллективного и трудовых договоров.

Администрация:

3.17. Разрабатывает и реализует программы содействия занятости населения области и социальной поддержки безработных граждан с учетом ситуации на рынке труда.

3.18. Разрабатывает и реализует систему экономических и организационных мер, направленных на поддержку работодателей, создающих новые рабочие места в наиболее значимых для области отраслях экономики.

3.19. Разрабатывает и реализует программы развития и поддержки малого предпринимательства, сельской потребительской кооперации, крестьянских (фермерских) хозяйств, самозанятости и сферы услуг, направленные на создание рабочих мест.

3.20. Проводит работу по внедрению целевого обучения обучающихся в системах профессиональной подготовки и профессионального образования на основании договоров о целевом обучении, заключенных между студентом и образовательной организацией, студентом и работодателем.

3.21. Формирует предложения о потребности в привлечении иностранных работников на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Курской области на основе принципов приоритетного права российских граждан на трудоустройство.

Проводит согласованную политику в области регулирования миграционной политики. Принимает меры, направленные на недопущение нелегальных трудовых отношений.

3.22. При подготовке предложений по определению потребности в привлечении иностранной рабочей силы, и на выдачу иностранным гражданам разрешительных документов на право трудовой деятельности учитывает соблюдение работодателями обязательств региональных соглашений по заработной плате, отсутствие фактов высвобождения работников – граждан Российской Федерации в течение предыдущего года в связи с сокращением численности, участие организации-заявителя в системе социального партнерства, наличие коллективного договора в организации и обеспечении социально-бытовых условий проживания работников, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

3.23. Организует работу по изучению потребности рынка труда в кадрах и специалистах для отраслей экономики области. Прогнозирует потребность в рабочих кадрах и специалистах и осуществляет их профессиональную подготовку на контрактной основе.

3.24. Способствуют организации рабочих мест для трудоустройства лиц, нуждающихся в особой поддержке, в том числе созданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

3.25. Организует и координирует работу по легализации трудовых отношений, снижению неформальной занятости на территории Курской области.

3.26. Обеспечивает освещение в средствах массовой информации области состояния рынка труда.

3.27. Организует профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет в целях повышения конкурентоспособности и готовности возобновить трудовую деятельность.

Работодатели и Профсоюзы:

3.28. Принимают согласованные меры по предупреждению массового увольнения работников.

3.29. При разработке коллективных договоров предусматривают дополнительные по сравнению с законодательством льготы и компенсации при сокращении численности или штата работников, в том числе воздерживаются от увольнения работников за три года до достижения ими возраста, дающего право выхода на пенсию.

3.30. Принимают меры по включению в коллективные договора и соглашения обязательств по созданию необходимых условий для переобучения и повышения квалификации работников, подлежащих сокращению или увольнению.

3.31. Предусматривают в коллективных договорах предоставление материальной помощи работникам, потерявшим работу вследствие реорганизации, сокращения штата организации, предоставление оплачиваемого времени для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора. Не допускают одновременного увольнения работников членов одной семьи по сокращению численности или штата работников.

3.32. Через коллективные договоры и соглашения предусматривают социальную защиту, дополнительные гарантии и льготы молодым, многодетным семьям (поддержка беременных и кормящих женщин, строительство (приобретение) жилья, гарантии и льготы молодым семьям в сельской местности), работающим женщинам, воспитывающим несовершеннолетних детей.

3.33. Участвуют в выработке дополнительных мер по защите трудящихся при массовых высвобождениях работников, способствуют сохранению существующих и созданию новых рабочих мест.

Работодатели:

3.34. Обеспечивают исполнение требований статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в части ежемесячного предоставления информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в государственные учреждения службы занятости населения или посредством самостоятельного размещения данной информации в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России» (www.trudvsem.ru), в том числе о наличии вакантных рабочих местах для инвалидов.

3.35. Разрабатывают и реализуют меры по сохранению и развитию производства, рациональному использованию кадрового потенциала, созданию новых рабочих мест, обеспечению полной занятости работников.

3.36. Принимают меры по созданию дополнительных и сохранению имеющихся рабочих мест с особым режимом работы (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, гибкий график работы, посменная работа, надомная работа) для трудоустройства на них инвалидов, родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей.

3.37. Предоставляют возможность трудоустройства на вновь вводимые рабочие места ранее высвобожденным работникам при соответствии их квалификации требованиям производства, а в сельскохозяйственном производстве – первоочередную возможность трудоустройства из числа постоянно проживающего сельского населения.

3.38. При рассмотрении вопросов привлечения и использования иностранной рабочей силы отдают приоритет местным трудовым ресурсам.

Обеспечивают постепенное замещение рабочих мест, занятых иностранными гражданами, российскими гражданами при условии наличия у них соответствующего профессионального образования и квалификации.

3.39. Принимают меры при планируемом сокращении работников по максимальному обеспечению рабочими местами высвобождаемых работников за счет перепрофилирования производства, переобучения, ведения режима неполного рабочего времени и других защитных мер, предусмотренных законодательством.

3.40. Развивают систему внутрипроизводственного обучения и переобучения работников профессиям, в которых испытывает потребность организация с учетом перспектив её развития.

Организуют своевременное повышение квалификации работников за счет средств организации.

Внедряет практику стажировки обучающихся и выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования с целью их последующего трудоустройства на постоянные рабочие места.

3.41. Разрабатывают программы кадрового восполнения организаций молодыми специалистами с уровнем среднего профессионального и высшего образования.

3.42. Предоставляют оплачиваемые рабочие места для временного трудоустройства безработных и несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время. Выделяют и создают рабочие места в счет квоты для граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

3.43. Оказывают материальную помощь сокращаемым работникам согласно условиям коллективного договора.

3.44. Не допускают массового увольнения работников, связанного с совершенствованием организации труда, ликвидацией, реорганизацией, перепрофилированием организации или частичной приостановкой производства по инициативе работодателя без предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме соответствующих профсоюзных органов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов работников.

3.45. В рамках договоров, заключаемых с учреждениями профессионального образования:

предоставляют рабочие места для прохождения учащимися производственной практики;

обеспечивают закрепление наставников за молодыми работниками, осуществляют доплату наставникам;

предоставляют возможность для стажировки преподавателей профессионального цикла и мастеров производственного обучения непосредственно на производстве, устанавливают им доплаты;

определяют стипендиатов среди обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования и выплачивают им стипендию, установленную за счет средств организаций;

обеспечивают учащихся спецодеждой и при необходимости спецпитанием во время производственной практики;

оказывают помощь в подготовке учебных заведений к новому учебному году и работе в зимних условиях.

3.46. Обеспечивают сохранность архивных документов, подтверждающих трудовой стаж и заработную плату работников, осуществляют передачу архивов правопреемникам, а в случае ликвидации предприятия архивным органам.

3.47. Участвуют в профориентационных мероприятиях с обучающимися общеобразовательных организаций и их родителями, в том числе проводят профориентационные экскурсии на предприятии (в организации).

3.48. Организуют в производственных подразделениях организаций трудовое соревнование и конкурсы профессионального мастерства, способствующие повышению производительности труда работников.

3.49. Обеспечивают недопущение необоснованных увольнений граждан предпенсионного возраста и дискриминации по возрастному признаку при приеме на работу.

Профсоюзы:

3.50. Участвуют в разработке областных программ содействия занятости населения и социальной поддержки безработных граждан, выработке дополнительных мер по защите трудящихся при массовых высвобождениях работников, способствуют сохранению существующих и созданию новых рабочих мест.

3.51. Осуществляют общественный контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства. Выходят с инициативой о привлечении к административной и иной ответственности должностных лиц, допускающих нарушение трудовых прав работников.

3.52. Оказывают бесплатную правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов и иным работникам, не являющимся членами профсоюзов, но уполномочившим профсоюзную организацию на представление их интересов, включая проведение консультаций, дачу разъяснений по вопросам защиты трудовых и связанных с ними социально-экономических прав, занятости населения и социальной поддержки безработных граждан.

3.53. В целях обеспечения защиты интересов работников в процессе проведения процедуры банкротства представители профсоюзной организации участвуют в собрании кредиторов организации должника.

3.54. Содействуют обеспечению социальных гарантий трудящимся в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с действующим законодательством.

3.55. Информируют членов профсоюзов о состоянии рынка труда, об изменениях в законодательстве о занятости. Оказывают материальную помощь безработным членам профсоюзов, высвобожденным из организаций, с учетом финансовых возможностей.

3.56. Принимают меры по включению в коллективные договоры организаций обязательств по материальной поддержке работников, подлежащих высвобождению, сохранению за ними на период трудоустройства действующих в организации социальных льгот и гарантий.

4. В области социальной защиты населения и реализации

целевых социальных программ, социального страхования

Стороны совместно:

4.1. Обеспечивают реализацию законов, государственных программ и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Курской области, предусматривающих меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, а также направленных на повышение уровня жизни населения Курской области.

4.2. Предусматривают в областных отраслевых соглашениях и коллективных договорах меры социальной поддержки, дополнительные гарантии и льготы молодым семьям (единовременные пособия при рождении детей, на поддержку беременных и кормящих женщин), молодым родителям в многодетных, неполных семьях, воспитывающих детей-инвалидов (гибкий график работы, дополнительный отпуск, доплату на питание детей, оказание помощи в обучении детей).

4.3. Проводят согласованную политику в области развития культуры, здравоохранения, образования, организации детского и семейного отдыха, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных объектов.

Принимают меры по сохранению и развитию на территории Курской области объектов социальной сферы: санаториев-профилакториев и других учреждений здравоохранения, детских оздоровительных лагерей, спортивных сооружений и учреждений культуры, учреждений социального обслуживания семьи и детей, граждан пожилого возраста и инвалидов.

Стремятся не допускать закрытия, перепрофилирования и продажи под иные цели в счет долгов предприятий их социально-культурных объектов, осуществляющих образовательную, физкультурно-оздоровительную, культурно-досуговую деятельность, обеспечивающих детский и семейный отдых граждан Курской области.

Осуществляют контроль за надлежащим содержанием на уровне соответствующих требований баз санаторно-курортного лечения, стационарных лагерей оздоровительного отдыха детей, спортивных, туристских, культурных сооружений и их использованием по назначению.

Принимают участие в финансировании культурно-массовых, спортивно-физкультурных мероприятий.

4.4. Осуществляют контроль за использованием средств медицинского, социального, пенсионного и других фондов в соответствии с законодательством, а также за своевременной выплатой детских пособий, других социальных выплат, предусмотренных действующим законодательством.

4.5. Содействуют участию работников организаций и членов их семей в реализации государственных программ Курской области и мероприятиях патриотической направленности, проводимых на территории Курской области и Российской Федерации.

4.6. Разрабатывают и осуществляют меры по организации отдыха, оздоровления и занятости детей, граждан в возрасте от 14 до 18 лет, прежде всего из малообеспеченных семей, нуждающихся в социальной поддержке.

4.7. Принимают активное участие в реализации мероприятий по снижению алкоголизации, наркомании и табакокурения населения Курской области.

4.8. Принимают участие в долевом финансировании детских новогодних мероприятий, в том числе в обеспечении детей новогодними подарками.

4.9. В сфере демографической, семейной и молодежной политики осуществляют комплекс мер по:

созданию условий повышения рождаемости;

обеспечению поддержки семей с детьми;

улучшению здоровья населения и снижению смертности;

росту благосостояния населения.

4.10. Принимают меры по обеспечению устойчивого финансирования жилищного строительства, созданию эффективной системы обеспечения граждан с различным уровнем доходов доступным по стоимости жильем в рамках действующих жилищных программ, поддержки отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с действующим законодательством.

4.11. Стороны определяют и реализуют меры, направленные на обеспечение государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, содействие проведению диспансеризации населения, сохранение и укрепление здоровья населения, создание условий для здорового образа жизни, в том числе развития физической культуры и спорта.

4.12. С целью развития физической культуры и спорта пропагандируют здоровый образ жизни среди населения области. Содействуют проведению спартакиад, спортивных фестивалей и праздников, соревнований по различным видам спорта среди отраслевых организаций.

4.13. Содействуют созданию максимально благоприятных условий для работников, желающих сдать испытания Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» на территории области.

Администрация:

4.14. Обеспечивает реализацию на территории области федеральных и областных законов и программ по социальной защите различных категорий граждан, имеющих право на льготы и нуждающихся в дополнительной поддержке.

Предусматривает в областном бюджете расходы на реализацию мер по социальной поддержке отдельных категорий граждан.

4.15. Обеспечивает социальное обслуживание и защиту населения области в пределах и порядке, установленных федеральным и областным законодательством.

4.16. Организует разработку и реализацию государственных программ Курской области, направленных на повышение рождаемости и укрепление семьи, улучшение положения семей с детьми. Принимает меры по развитию сети детских дошкольных учреждений.

4.17. В целях государственной поддержки семей Курской области ежегодно устанавливает величину прожиточного минимума для детей в Курской области в целях осуществления ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего и каждого последующего ребенка.

4.18. Осуществляет регулирование цен (тарифов) на коммунальные услуги в рамках своих полномочий в порядке, определенном действующим законодательством.

4.19. Осуществляет государственный контроль за реализацией органами местного самоуправления муниципальных образований Курской области переданных законом Курской области государственных полномочий Курской области по организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

4.20. Обеспечивает создание условий для функционирования и развития системы государственной областной поддержки нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельных категорий граждан (молодых семей, работников бюджетной сферы) в сфере ипотечного жилищного кредитования (социальная ипотека).

4.21. Предоставляет меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг работникам образования, здравоохранения и культуры в сельской местности, рабочих поселках (городского типа).

4.22. Принимает меры по недопущению закрытия, перепрофилирования, приватизации, банкротства и передачи коммерческим структурам медицинских учреждений, учреждений образования, культуры и социальной защиты населения, в том числе учреждений дошкольного воспитания детей, их отдыха и оздоровления.

Содействует сохранению и развитию сферы культуры и искусства, досуга и отдыха населения, поддерживает деятельность мастеров искусств, развитие народных промыслов, самодеятельного художественного, прикладного и иных видов народного творчества.

4.23. Содействует созданию необходимых условий для оздоровления, занятий физкультурой, спортом и туризмом различных категорий населения.

4.24. Принимает меры по сохранению и развитию сети детских стационарных оздоровительных лагерей, в том числе укреплению материально-технической базы учреждений отдыха и оздоровления детей.

4.25. Утверждает среднюю стоимость путевки в загородные стационарные оздоровительные лагеря, расположенные на территории Курской области.

4.26. Принимает практические меры по социальному развитию села, направляя усилия на приближение уровня жизни сельского населения к уровню жизни городского, на развитие в сельской местности различных отраслей материального производства, сферы услуг и культуры.

Реализует мероприятия по обеспечению рынками сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для курских товаропроизводителей.

4.27. Устанавливает величину прожиточного минимума пенсионера в Курской области в целях определения размера социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

4.28. Принимает меры по обеспечению населения Курской области, в том числе льготных категорий граждан, медицинской помощью и лекарственными средствами в объёмах, предусмотренных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Курской области на соответствующий финансовый год.

4.29. Реализует мероприятия, направленные на развитие транспортной системы Курской области, на основе экономически обоснованной тарифной и финансовой политики и с учетом социальной доступности транспортных услуг.

4.30. Обеспечивает равную доступность услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан путем предоставления проезда по единому социальному месячному проездному билету в автомобильном и городском электрическом транспорте общего пользования городского и пригородного сообщений.

4.31. В целях дальнейшего развития личного садоводства и огородничества в период с апреля по октябрь устанавливает льготный проезд населения к дачным и садоводческим участкам.

4.32. Предоставляет через комитет социального обеспечения Курской области при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение гражданам получателям социальных услуг и обеспечивает техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями отдельные льготные категории граждан в соответствии с действующим законодательством.

4.33. Принимает меры по развитию государственной системы социальных служб в Курской области.

Работодатели:

4.34. Обеспечивают своевременное и в полном объеме перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в соответствии с действующим законодательством, а также достоверность и своевременность представления страхователями расчетов по страховым взносам, сведений о стаже и начисленных страховых взносах застрахованных лиц с использованием электронного документооборота.

4.35. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях дополнительные социальные гарантии, в том числе семьям с детьми в целях повышения их доходов и уровня социальной защищенности; выделение денежных средств на организацию отдыха детей и подростков работников во время школьных каникул, в том числе в детских загородных оздоровительных учреждениях и санаториях; санаторно-курортное лечение работников; приобретение новогодних подарков для детей работников; условия по полной или частичной компенсации стоимости содержания детей в детских дошкольных учреждениях; оказание поддержки неработающим пенсионерам, ветеранам труда, многодетным и неполным семьям, инвалидам из числа работников (в том числе бывших) организации.

4.36. Включают в коллективные договоры организаций внебюджетного сектора экономики обязательства по оказанию ежемесячной материальной поддержки женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума для трудоспособного населения, в размере не ниже уровня минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

4.37. В целях привлечения квалифицированных специалистов рассматривают возможность оказания различных форм поддержки работникам в улучшении жилищных условий:

строительство жилья для последующего предоставления работникам предприятия;

субсидирование процентной ставки банковского кредита работникам на строительство или приобретение жилья.

4.38. Выплачивают единовременное пособие при приеме на работу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере, определяемом коллективным договором.

4.39. С целью улучшения демографической ситуации в области, при наличии финансовых возможностей, осуществляют за счет собственных средств единовременные выплаты при рождении первого ребенка в сумме не менее 5 тыс. руб., при рождении второго и каждого последующего в сумме не менее 10 тыс. руб., оказывают материальную помощь при поступлении ребенка в первый класс в сумме не менее 3 тыс. руб.

4.40. Предоставляют отпуск матерям и отцам, в семьях которых двое и более детей в возрасте до 14 лет, в любое время по их желанию.

4.41. Обеспечивают сохранение, хозяйственное обслуживание имеющихся в организациях учреждений социально-культурной сферы, в том числе детских оздоровительных лагерей, осуществляют их своевременную подготовку к оздоровительному сезону.

4.42. Создают условия для занятия физической культурой и спортом работников организаций. Отчисляют денежные средства на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу в размере, предусмотренном коллективным договором.

4.43. Сохраняют высвобождаемым в связи с сокращением численности или штата работникам очередь на получение жилья, улучшение жилищных условий и возможность пользования детскими дошкольными учреждениями в течение трех лет, а также в течение двух лет право на получение путевок в санатории и профилактории, оздоровительные детские лагеря, пользование услугами лечебных учреждений, обеспечение топливом на равных условиях с работающими, первоочередное трудоустройство на своем предприятии при наличии свободных рабочих мест.

4.44. Предоставляют возможность переподготовки, трудоустройства с установлением льготных условий и режима работы работникам, временно потерявшим трудоспособность в связи с увечьем или профессиональным заболеванием, и вернувшимся к трудовой деятельности.

4.45. Оказывают материальную помощь гражданам, при наличии финансовых возможностей, уволенным по причине прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, в размере, определяемом коллективным договором.

4.46. Предусматривают для выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования дополнительные гарантии в связи с сокращением численности или штата работников организации в первые два года работы после обучения.

Работодатели и Профсоюзы:

4.47. Через коллективные договоры и соглашения предусматривают социальную защиту, дополнительные (сверх установленных законодательными актами) гарантии и льготы молодым семьям (единовременные пособия на рождение детей, поддержка беременных и кормящих женщин); родителям многодетных, неполных семей, воспитывающих детей-инвалидов, родителям одаренных детей (гибкий график работы, дополнительный отпуск, доплата на питание детей, оказание помощи в обучении детей в специализированных учебных заведениях), работающим пенсионерам, бывшим работникам организаций за счет собственных средств по критериям прожиточного минимума и среднедушевого дохода.

4.48. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях проведение и финансирование из фондов организаций, профсоюзного бюджета для членов профсоюза культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий, создание условий для досуга и отдыха работников и членов их семей в местных здравницах, пансионатах, домах и базах отдыха, детских оздоровительных лагерях.

4.49. В коллективных договорах и соглашениях предусматривают:

дополнительные по сравнению с установленными законодательством компенсационные выплаты работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет;

средства на компенсацию работникам оплаты питания и жилищно-коммунальных услуг;

безвозмездные субсидии и займы на строительство или приобретение жилья;

предоставление вышедшим на пенсию работникам и их семьям возможности пользоваться социальными услугами и объектами социально-культурного назначения организации.

Профсоюзы:

4.50. Участвуют в обсуждении проектов законов, программ, других нормативных правовых актов по социально-экономическим вопросам, направляют свои предложения и замечания по рассматриваемым проектам.

4.51. Представляют свои предложения по вопросам, касающимся социально-трудовой сферы, в органы исполнительной власти области и органы местного самоуправления.

4.52. Определяют совместно со сторонами социального партнерства и контролируют через коллективные договоры и соглашения социальные нормативы, гарантии, льготы и компенсации для работников организаций не ниже установленных государством, а также отраслевыми соглашениями.

4.53. Разрабатывают рекомендации для включения в коллективные договоры и соглашения мероприятий, направленных на защиту прав и интересов членов профсоюзов и их семей, а также дополнительных льгот и гарантий.

4.54. Проводят работу по внесению в коллективные договоры организаций обязательств работодателей о выделении финансовых средств на приобретение путевок для работников организаций, их детей, ветеранов труда на санаторно-курортное лечение, на оздоровление и отдых в лагерях, на услуги спортивных, туристских и куль