Так кто же вы, пани Дульская?

15:42, 24.05.2016

В этом доме вещи всегда лежат на своих местах, но это пустяк по сравнению с тем, что все люди, живущие в нем, свои дни проводят по строгому распорядку. Более того, гостям, приходящим сюда, предписывается вести себя чинно и благородно, как и пристало воспитанным людям.

соколова

Пресс-конференция перед премьерой спектакля

Конечно, хотелось бы, чтобы таких домов было как можно меньше, да что там, не водилось бы вовсе! Но, увы, так не бывает. И историю одной семьи, обитающей в таком доме, рассказали актеры Курского драматического театра имени А.С. Пушкина в премьерном спектакле «Мораль пани Дульской» по пьесе Габриэли Запольской.
Над постановкой мещанского трагифарса одной семьи (а именно так был в программке заявлен жанр «Морали…») работал приглашенный из Санкт-­Петербурга режиссер Олег Куртанидзе.
Кстати, Олег Амиранович не просто режиссер-­фрилансер, поставивший более сорока спектаклей по всей России, он еще и организатор благотворительных фестивалей, а также создатель и руководитель театральных студий. О нем много пишут, говорят и даже снимают его в кино. Однако с нашей труппой этот режиссер сотрудничал впервые и, по его словам, остался очень доволен результатом.
Порадовал Олега Куртанидзе и тот материал, над которым он работал вместе с курскими актерами, ­- пьеса Габриэли Запольской «Мораль пани Дульской», затрагивающая не просто актуальные, а поистине вечные темы отношений внутри семьи, воспитания детей, сохранения душевных человеческих качеств в атмосфере лжи и порока и другие.
­- Чтобы постичь характер главной героини спектакля пани Дульской, я очень серьезно проанализировала ее поступки и поняла главное: беда этой женщины в лицемерии. Да, она хорошо говорит, ее намерения с виду тоже благие, но поступает совсем по­-другому. И для нее важно одно: что бы ни происходило в доме ­- это не должно выходить за его пределы, -­ рассказала исполнительница роли народная артистка России Лариса Соколова.
Лариса Геннадьевна также отмечает, что добропорядочность главной героини — всего лишь умело созданный имидж, видимость. К примеру, пани Дульская не хочет, чтобы взрослый сын Збышко мотался ночами по притонам.
­- Да, она как мать волнуется и пытается заботиться о нем и при этом берет в служанки наивную девушку из деревни — Ганку, которая впоследствии становится любовницей молодого барина, ­- говорит Лариса Геннадьевна. ­- Заметьте, что при этом она относится к Ганке, живому человеку, как к вещи, от которой быстро избавляется, когда начинаются проблемы, а именно беременность служанки. Ведь в приличном доме Дульских такого позора быть не может!
Исполнительница главной роли также указывает на властность характера своей героини, из-­за которой страдают члены всей ее семьи. Муж, слабый человек, сломленный Дульской, со временем даже перестал разговаривать со своей супругой и постоянно сбегает из дома. Средняя дочь Хеся -­ с одной стороны, вроде бы слушает мать и исполняет все ее приказы, а с другой ­- постоянно осуждает ее и ждет с нетерпением того времени, когда покинет родительское гнездо. Младшая же дочь Меля, будучи доброй, мягкохарактерной и наивной девушкой, очень страдает в атмосфере лжи, лицемерия и нелюбви. Сын Збышко из­за матери живет не своей жизнью: он толком не выучился, так как она купила ему аттестат, затем устроила на работу, которая ему не нравится, поэтому и гонит его постоянно на службу. Кроме того, пани Дульская в очередной раз ломает сына, когда лишает Збышко возможности поступить не просто по­-человечески, а по-­мужски: жениться на забеременевшей от него служанке.
И по мере действия спектакля зрителю становится ясно, что пани Дульская строит свой дом, но не на том фундаменте, поэтому он у нее постоянно разрушается, словно карточный домик. А она снова и снова продолжает его возводить. О том, что случится далее, догадаться нетрудно: скорее всего, Дульская останется абсолютно одна.
На вопрос о том, нужно ли сейчас поднимать подобные темы, Лариса Соколова отвечает, что это просто необходимо.
­- Сколько сейчас происходит случаев, когда люди играют шикарные свадьбы, а пара живет меньше года и разводится. Или возникают ситуации, когда сын убивает родителей, внук -­ бабушку или дедушку?! ­- замечает Лариса Геннадьевна. -­ Значит, что­-то не то происходит в нашей жизни, когда теряются в семье уважение и взаимопонимание. Есть в этой пьесе также и тема стремления человека попасть в высшее общество, стать благороднее. А это невозможно с такой мещанской жизненной философией, как у моей героини, ведь она ­- типичный нувориш и тиран, делающий всех вокруг несчастными.

Татьяна Смирнова

Вернуться к списку

Загрузка...

читайте также: