В этом году исполнилось 160 лет со дня принятия имперского правительственного решения о начале строительства в России сети железных дорог. Первые пути пролегли между многими городами, в том числе и через Курск.
Вот как описывали данное событие газеты тех лет: «Сеть эта будет простираться от Санкт-Петербурга до Варшавы и Прусской границы, от Москвы до Нижнего Новгорода, от Москвы через Курск и низовье Днепра до Феодосии и от Курска или Орла чрез Динабург до Либавы. Таким образом, непрерывным чрез 26 губерний железным путем соединят взаимно три столицы, главные судоходные реки наши, средоточие хлебных наших избытков и два порта на Черном и Балтийском морях, почти весь год доступные; облегчится сим образом вывоз заграничный, обеспечится привоз и продовольствие внутренние…»
Данному решению способствовала только что закончившаяся Крымская война. Именно военная неудача подвигла правительство кардинально пересмотреть отношение к железнодорожному транспорту. Обращает на себя внимание двукратное упоминание Курска, что говорит о его стратегическом статусе в новых – железнодорожных – условиях.
«Железный конь» вместо живой лошадки
Впрочем, значение железных дорог понимал еще Николай I: главной проблемой России он считал бескрайние расстояния и для ее решения вознамерился использовать современные технологии. Если не считать нижнетагильской промышленной дороги братьев Черепановых, первое железнодорожное полотно в Российской империи было проложено в 1837 году по маршруту «Санкт-Петербург – Царское село» (что на 12 лет позже первой ветки в мире, появившейся в Великобритании в 1825 году). В 1840-е годы строится гораздо более протяженная Николаевская железная дорога, соединившая два крупнейших города империи — Санкт-Петербург и Москву.
Однако новому по тем временам транспорту нужно было еще завоевать место под солнцем. Против строительства железных дорог выступали владельцы дилижансов. Так же, как и в Европе, строительство первых железных дорог породило множество предрассудков. Говорили, например, что они помешают пастись коровам, что куры перестанут нести яйца, что сгорят находящиеся поблизости дома, а в случае взрыва паровоза все пассажиры будут разорваны на куски. Опасались также, что быстрота движения будет развивать у пассажиров болезнь мозга.
И еще ожидалось, что строительство дорог вызовет миграцию населения и, как следствие, упадок нравственности.
Но все эти кривотолки сошли на нет после того, как Крымская война наглядно продемонстрировала, что для эффективного снабжения воюющей армии гужевого транспорта явно недостаточно. В связи с чем император Александр II учреждает особый железнодорожный фонд, а с 1870-х годов начинается активное строительство во всех направлениях.
Главноуправляющий путями сообщений
Интересно, что учрежденный в 1886 году (уже при Александре III) День железнодорожника отмечался именно в день рождения Николая I, при котором началось строительство железных дорог в России. А первым «железнодорожным» министром был Петр Клейнмихель. Да, тот самый, о котором идет речь в эпиграфе знаменитого стихотворения Николая Некрасова «Железная дорога»:
Папаша! кто строил эту дорогу?
- Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!
Понятно, что в советское время отношение к этой личности было крайне негативным (как, впрочем, и к императору Николаю Павловичу), однако непредвзятый подход к вопросу вынуждает отдать должное служебным свершениям Петра Андреевича. В 1838 году ему была поручена перестройка Зимнего дворца после пожара, что он и исполнил с замечательной быстротой, за что был возведен в графское достоинство. Тогда же в честь Клейнмихеля была выбита золотая медаль с надписью: «Усердие все превозмогает».
В начале 1842 года он стал военным министром, а в конце того же года назначен главноуправляющим путями сообщений и публичными зданиями, пребывая в этой должности до октября 1855 года. За это время был сооружен постоянный мост через Неву в Петербурге, а также Николаевский цепной мост через Днепр в Киеве, построено здание нового Эрмитажа, ну и, конечно, Николаевская железная дорога.
Почетный гражданин Курска
Но не одна только железная дорога связывает фамилию Клейнмихелей с Курском. Сын увековеченного Некрасовым бывшего военного министра Константин Клейнмихель являлся крупным землевладельцем, имевшим поместья в Обоянском, Льговском и других уездах Курской губернии. Кроме того, он был одним из основных акционеров «Общества Курско-Киевской железной дороги», владельцем Курско-Ржавского сахарно-рафинадного и Ивнянского свеклосахарного заводов.
За южной окраиной Курска Клейнмихелю принадлежал большой лес, раскинувшийся на обоих берегах Сейма (нынешний лесопарк «Солянка» – одна из его частей). В этом лесу Константин Петрович построил самую крупную в Курске мельницу, молочную, свино- и птицефермы, а также дома для рабочих и служащих, рабочий клуб и школу.
Немало средств вкладывал курский меценат и в организацию многочисленных благотворительных музыкальных концертов для малоимущих, в которых непосредственное участие принимала его жена. Курская городская усадьба Клейнмихеля была расположена в сохранившемся до настоящего времени доме № 12 по улице Золотой.
В 1896 году оно было продано Курскому обществу для размещения в нем бесплатной больницы для бедных. Кроме того, в Пристенском районе сохранился частично разрушенный ансамбль усадьбы графа. В данный момент зданиям присвоен статус объектов культурного наследия.
Авторитет Клейнмихеля был неоспорим: по Курскому, Обоянскому и Мглинскому уездам он избирался почетным мировым судьей, от священного Синода назначался попечителем церковно-приходских школ и школ грамотности, а от губернского земского собрания и городской думы дважды избирался на должность попечителя Курского реального училища. Окончательным же признанием заслуг Константина Петровича стало присвоение ему 13 (25) февраля 1892 года звания почетного гражданина Курска.
Подготовил Олег Качмарский