Узнай свой край



Узнай свой край

Проект с таким названием начал работу в нашей области. Его цель ­ познакомить курян с интереснейшими местами и фактами своей малой Родины. Также на днях две краевые туристические программы вышли в финал всероссийского конкурса «Маршрут года». Об этом и многом другом в интервью нашей газете рассказал директор областного центра туризма Максим КРИВОЛАПОВ.

В региональном финале «Маршрута года», проходившем 4­5 октября в Твери, принимали участие Центральный, Поволжский, Северо-­западный и Южный федеральные округа, ­ отметил Максим Константинович. ­ Было представлено 155 проектов из 46 субъектов. От Курской области изначально подавались семь заявок ­ от муниципалитетов и от нашего центра туризма. Из них во всероссийский финал прошли две ­ фестиваль «Дни жатвы», который реализуется на базе этнографического ландшафтного комплекса «Хутор Песочное» в Медвенском районе, представленный в номинации «Лучший тур на событие», а также наш новый проект «Соловьиный край России» ­ номинация «Лучшая идея маршрута».

Бороться за звание стать лучшими в России, эти проекты будут 1­2 ноября в Ульяновске.

­Максим Константинович, скажите несколько слов о финалистах.

Фестиваль «Дни жатвы» впервые был проведен в прошлом году. Гости праздника получают здесь уникальную возможность на один день окунуться в жизнь старой русской деревни. Все действие начинается подготовкой к сбору зерна ­ заточкой кос, продолжается косьбой, молотьбой, изготовлением муки и завершается выпечкой хлеба. На самом же деле уборочная кампания в старину ­ это был затяжной процесс, длившийся с конца лета вплоть до зимы, поскольку зерно никогда сразу не обмолачивалось – к этому приступали только к дню Покрова и работали до Рождества и Нового года.

Что же касается маршрута «Соловьиный край России», основной задачей, которую мы ставили, является изменение существующего статус­-кво в позиционировании Курской области. С чем обычно связывают наш регион? С военной историей ­ это северный фас Огненной дуги, плюс паломнический туризм ­ Коренная пустынь. Вот основные точки притяжения, известные за пределами региона. Мы решили расширить восприятие. Так, наш край издревле считался соловьиным ­ эти курские птицы всегда ценились, о чем есть упоминания у русских писателей и очевидцев Коренской ярмарки, когда за одну пташку можно было получить до 150 рублей, что составляло стоимость 2­3 коров. И мы посчитали, что данную тему нужно развернуть и по-­новому представить те объекты, которые уже достаточно хорошо известны туристам. В результате появился двухдневный маршрут, посвященный нашим знаменитым «курским соловьям» ­ Афанасию Фету, Георгию Свиридову, Надежде Плевицкой. Кто-­то может возразить, что Фет не совсем курский, но именно здесь, в Воробьевке, им были написаны знаменитые лирические циклы. Таким образом, это литературно-­музыкальная программа с посещением музеев трех выдающихся творцов. Основное время ее работы ­ весна, когда поет соловей, но и в любые другие сезоны можно посетить эти достопримечательности и узнать Курск как соловьиную столицу.

А в чем заключается проект «Узнай свой край»?

­Здесь мы опять­ таки возвращаемся к теме о том, что люди знают о Курской области. Коренная, Марьино, Триумфальная арка ­ и все по сути! Вот мы и решили с помощью баннеров, размещенных по региональному центру, в легкой игровой форме обратиться к курянам с рядом вопросов. Например: в чем особенность росписи кожлянской игрушки? Кто об этом знает? Далеко не все. А ведь это традиция нашего края. Теперь же человек, который увидит на улице этот постер, задумается и при желании получит ответ.

Или еще пример: где находится «Дворец для любимой»? Не каждый скажет, что в селе Сафоновка Кореневского района. Слышал ли кто про водяную мельницу? Это деревянное сооружение было построено в 1861 году в селе Красниково Пристенского района без единого гвоздя. А что подавали на обед Фету? В традиционное меню включались овощной суп, ростбиф, сухарный квас и яблочная пастила.

Мы подготовили ряд вопросов из раздела этнографических особенностей. Как называются лапти из пеньковой веревки? Пробовали ли вы вареники с дырочкой? Что вы знаете о курской хохломе? Знаете ли вы, что такое «друнька»? Есть также задания из новой истории: где находится миниатюра Курской АЭС? Где располагаются цветные озера? Кто автор советских мультфильмов «Чиполлино», «Шайбу, шайбу!», «Матч­реванш»?

Всего 15 вопросов, которые помогут по­-новому взглянуть на курский край, увидеть множество его достопримечательностей. Мы надеемся, что неравнодушный человек выявит что-­то новое для себя, осознает, что и в родной области есть куда съездить, что увидеть и попробовать.

­На этой основе могут возникать также и туристические маршруты?

– Да, или расширяться уже имеющиеся. Например, в вопросе с традиционной поныровской кашей ­ гарбузней ­ у нас есть экскурсионный маршрут по северному фасу Курской дуги. Помимо военно­-исторической тематики, теперь мы также проводим знакомство с гастрономическим нюансом Поныровского района. А в Судже, широко известной как центр промыслов, теперь есть еще одна «фишка» ­ вареники с дырочками.

­Сфере туризма уделяется внимание на государственном уровне. Выделяются президентские гранты. Как у нас обстоят с этим дела?

­Есть большое количество федеральных программ, которые реализуют грантовую поддержку. В этом году у нас три таких проекта. Во­-первых, нашумевшая «Синяя линия города Курска», придуманная и реализованная детско­-юношеской организацией «АРГОН». Это пешеходный туристический маршрут длиной в 6,5 километра по историческому центру города, обозначенный специальной разметкой на тротуаре ­ синей пунктирной полосой. Ребята получили грант сначала на нанесение самой линии, а затем – на создание аудиогида на русском и английском языках.

Второй проект, получивший поддержку, реализуется командой КВН «Мама будет рада» Юго­-Западного государственного университета. Называется он «Цу­Е­Фа» и сделан по аналогу передачи «Орел или решка» на телеканале «Пятница». Смысл проекта заключается в том, что в десяти выбранных ими районах за два дня проживания ребята снимали видеофильмы с рассказами о местных достопримечательностях. Пять выпусков уже размещены в социальных сетях. На эти съемки был получен грант размером в один миллион рублей.

И третий проект под названием «Молодежный форум «Туристская инициатива» реализуется общественной организацией «Содействие». В минувшие выходные в Тамбове, где состоялись презентации программ финала регионального конкурса Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Award, он занял 3­е место в номинации «Лучший проект в области популяризации событийного туризма». Финальные мероприятия состоятся 24­27 октября в Нижнем Новгороде.

­Максим Константинович, как бы вы сформулировали в нескольких словах значение туристического бизнеса?

­На недавнем заседании координационного совета по туризму от органов федеральной статистики мы получили официальные данные о том, что турпоток в курский край за последние три года возрос в три раза. Это значит, что к нам стали приезжать больше туристов, которые оставляют здесь ­ в гостиницах, объектах питания, музеях, при покупке сувениров ­ больше денег. Иными словами, чем больше туристов, тем больше зарабатывает область. А если еще гостю поездка понравится, то он повсеместно расскажет об этом, работая тем самым на авторитет посещенного им региона. Вот поэтому за туризмом будущее.

Беседовал

Олег Качмарский