Когда-то в советское время на центральном телевидении была передача «В каждом рисунке солнце». Дети присылали в редакцию свои рисунки, а у детей, как правило, что изображается? Природа, животные, иллюстрации к сказкам... а общим знаменателем всех работ была не иначе как свойственная детству спонтанная радость.
Именно так – «Радость» – называется выставка, открывшаяся в Музее современного искусства Игоря Торшенко (г.Курск, ул.Радищева 87/7, вход с улицы Гоголя, напротив картинной галереи им. Дейнеки). Экспозицию составляют работы двух художников – Игоря Торшенко и Марины Самодуровой, – а объединяет их то самое, знакомое с детства настроение, солнечное состояние души. Заходя в зал, оказываешься в настоящем оазисе.
По мнению Игоря Торшенко, искусство имеет ряд уровней, связанных с тем, чем руководствуется художник. Первый уровень – телесный – это фотографический реализм без особенного осмысления того, что изображается. Это просто копирование. Второй уровень – умственный – когда к творчеству подключается хаос чувств и эмоций. Третий – разумный – поиски законов красоты и гармонии, законов плоскости, объёма, цветовых сочетаний и т.д. А четвёртый – соединение духовной практики и искусства – это уровень души.
– Душа обладает непосредственным восприятием красоты, нужно слушать душу, – говорит Игорь. – Кто выходит на уровень души, тот излучает, выплёскивает фонтан радости. На этом уровне – спонтанное народное искусство, на этом же уровне – детское творчество. Именно об этом слова «Будьте как дети, ибо их есть Царство Небесное»…
Направление, в котором он работает, художник назвал дивья-экспрессионизмом, что по-русски означает выражение блаженства души. От детства здесь спонтанность и некоторая доля наива – яркие краски. Картина, считает Игорь Торшенко, должна быть радостной – светлой, светоносной, яркой – это первое условие. Кроме того, она должна быть ритмичной, а ритм – спонтанным.
– Я люблю работать с цветом, – рассказывает Марина Самодурова. – Некоторые мои критики говорят, что мои работы как автогеном по глазам. Но я так чувствую, так вижу этот мир.
Тут речь идёт об открытых, ядовитых цветах, на которые действительно бывает больно смотреть – и в изобразительном искусстве, и, например, в одежде. Трудно, однако, согласиться с мнением упомянутых критиков: в картинах Марины – в этой буйной карнавальности, в изображении флоры и фауны, в красных горах, – никакой ядовитости нет и близко. По той, наверно, причине, что её работы созвучны с внутренним видением, с ритмом духовного космоса. В них нет ничего искусственного, они совершенно органичны.
На что ещё обращаешь внимание на выставке, так это на полное несоответствие тому, что принято сегодня называть «современным искусством». Под таким названием представляется нечто деструктивное, разлагающее, анти-искусство. Здесь же – прямая противоположность: вместо минуса плюс, вместо тьмы свет.
– Современность в том, что раньше такого не было. Ты не повторяешь того, что было до тебя, – поясняет свою позицию художник. – Что же касается негатива, то он свойственен 2-му уровню – это хаос чувств и эмоций. Почему в современном искусстве так много деструктива? Потому что разрушать всегда легче, чем созидать. Это значит катиться вниз, в пропасть, а не подниматься наверх.
И возвращаясь к названию выставки:
– Радость – это первое, что должно быть у людей, и над этим должны работать художники, писатели, артисты, музыканты. Свою миссию я вижу в том, чтобы нести радость, а для этого нужно сначала самому стать радостным, вернуть себе утраченную радость, – говорит Игорь Торшенко.
И в этих убеждениях его можно только приветствовать.
Олег Качмарский