В Курске не будут сносить дома на Цыганском бугре и вырубать лес на КЗТЗ


В областном центре прошло общественное обсуждение нового генплана города


В Курске не будут сносить дома на Цыганском бугре и вырубать лес на КЗТЗ

Архитекторы, проектировщики и общественники еще раз детально рассмотрели проект компании «Гипрогор». Мероприятие состоялось в арт-пространстве «Веранда». Организаторы встречи уточнили, что данное общественное обсуждение не является конечным. Предстоят еще публичные слушания, которые пройдут в несколько этапов.

Ряд предложений «Гипрогора» по просьбе курян отклонили

Прежде чем услышать мнение архитекторов, председатель комитета архитектуры и градостроительства города Курска Ирина Аникеева выступила с презентацией ключевых моментов документа.

- Этот стратегический документ разрабатывается с учетом перспективного развития Курска с целью организации новых и реконструкции существующих районов, обеспечения их транспортной, коммунальной и социальной инфраструктурой, - отметила она. – Разработка градостроительной концепции выполняется с расчетным сроком 20 лет, то есть до 2040 года. Действующий генплан был утвержден в 2016 году.

Основанием для внесения изменений послужил ряд обстоятельств. Во-первых, в 2019 году была утверждена стратегия социально-экономического развития города Курска, а генплан должен соответствовать стратегии. Во-вторых, был проведен масштабный архитектурный конкурс по восстановлению его архитектурного облика «Курск2032», который также потребовал корректировки документа. Кроме того, в состав города Курска вошли новые территории, требующие определения зонирования, были утверждены зоны с особыми условиями использования: зоны затопления и подтопления, зоны охраны объектов культурного наследия, особо охраняемые природные территории. Наконец, за последние пять лет в комитет архитектуры поступило немало предложений от физических и юридических лиц по изменению функционального зонирования территорий.

Основное концептуальное решение генплана – следование интенсивным путем развития в рамках сформировавшихся на сегодняшний день границ. В основу исследования была положена прогнозная численность населения, которое к 2040 году должно составить 487 тысяч человек.

Планируется построить не менее 6700 квадратных метров жилья. При этом больше всего новых домов должно появиться в поселке Северный. Возведение нового жилья потребует соответствующего развития инфраструктуры. Сообщается, что на 2020 год дефицит мест в общеобразовательных учреждениях составлял 12 тысяч мест. Обеспеченность местами в детсадах составляет 71 процент от нормы. До 2040 года в Курске нужно построить 84 детсада на 12,5 тысяч мест и 36 школ на 20 880 мест. Также в областном центре должны появиться 14 библиотек и 22 досугово-зрелищных учреждения

В части функционального зонирования территория в границах Красной площади, улицы Ленина и площади Перекальского войдет в зону смешанной общественно-деловой застройки. Она позволяет размещать жилье любой этажности, общественно-деловые и коммерческие объекты любого назначения. То есть существенных изменений здесь не произошло.

В целом в историческом центре акцент сделан на понижение этажности. Немаловажно, что в так называемом Междуречье, куда входят Стрелецкая слобода и Цыганский бугор, многоэтажную застройку в генплане отменили. Напомним, жители частного сектора выступили против возможного появления на их улицах многоэтажных домов. Аналогично было отменено решение «Гипрогора» и по дороге через лес на КЗТЗ.

Что говорят архитекторы

По мнению доцента кафедры архитектуры КГУ, председателя Курского отделения Союза архитекторов России Сергея Писарева, как таковой улично-дорожной сети в Курске не существует. Есть буквально одна нитка, которая связывает все районы города. Поэтому любое даже незначительное ДТП на этой магистрали город парализует.

- В последние годы строительство новых магистралей активизировалось, но пока они строятся фрагментарно, и заработают только тогда, когда станут более протяженными и свяжут разные районы города, - отметил он. - С этой точки зрения тот генплан, который нам предложен, сделан грамотно. Улично-дорожная сеть действительно выглядит как сеть. Появляются улицы, дублеры, обходы, перемычки. Хотя конечно есть спорные моменты. Но любое градостроительное мероприятие в таком городе как Курск, без того, что можно назвать хирургическим вмешательством, выполнить невозможно. То есть какие-то болезненные моменты будут возникать всегда. От чего-то можно отказаться, но это значит, что мы соглашаемся с существующим положением. Скорее нужно говорить, каким образом уменьшить и компенсировать возможные потери.

Напомним, по генплану предлагается развитие шести магистральных направлений. К примеру, строительство дороги по бывшему подъездному железнодорожному пути от проспекта Победы до улицы Гудкова, а также создание дублера улицы Дубровинского от улицы Перекальского до автодороги «Курск-Поныри».

Впрочем, от некоторых «дорожных» идей уже практически отказались. В частности, в комитете архитектуры нашли сложности при продлении улицы Садовой через так называемый «курган».

По поводу спора вокруг Стрелецкой и Цыганского бугра Сергей Писарев высказался однозначно.

- Мое мнение, что на этой территории размещение многоэтажной застройки нецелесообразно по целому ряду соображений – эстетическим и инженерно-техническим, - говорит он. - Этот район нужно сохранить как усадебный, малоэтажный. Реконструкция его и так идет, постепенно старые хибары меняются на цивильные дома.

Однако идею идти в генплане только интенсивным путем специалист назвал сомнительной, видя необходимость в изменении границ города.

Архитектор Иван Брагин акцентировал внимание на моментах, которые можно было бы подкорректировать:

- Мы знаем проблемы нашего города, - отметил он. - Говорят – город отвернулся от рек. Наши реки на задворках каких-то частных туалетов. Мы хотим развивать зоны отдыха, в частности, вдоль рек Тускарь, Кур. Тут не видно, что происходит с этим. Нам, например, не нравится труба, и вообще ТЭЦ-4. Но мы не видим объяснений по ней. Совершенно непонятен вопрос со стоянками. Нет никаких предложений по узловым местам. Например, Энгельса, Дзержинского, 50 Лет Октября, Асеева, Красной Армии. Что там будет? То, что сейчас? А если будет решаться вопрос при помощи многоуровневой развязки, то как будет производиться зонирование соседних участков? В генплане такого предложения нет. Что будет с площадью Перекальского?

Архитектор Олег Заутренников сделал акцент на отсутствии личной заинтересованности разработчиков при принятии тех или иных решений, которые пришлись по нраву не всем курянам.

- Мы здесь, ни один архитектор, с какими дипломами он бы не был, не сможем запроектировать город и развить его на будущее, потому проектирует специализированная организация, - рассказал он. - Но мы видим то, что не видно оттуда. Издалека видно главное, но мелочи видны здесь. Поэтому неплохо все увязать, пока генплан не принят.  Конечно, серьезные вещи здесь учтены, но тоже не все.

По его словам, это, наверное, единственный генплан, в котором начинает появляться транспортная инфраструктура. Как показал предыдущий опыт, для ее развития иногда приходится идти кому-то наперекор.

- В 1950-е году улица Радищева не была сквозная, она прерывалась, - напоминает Олег Михайлович. - Ведь там же тоже кто-то жил. И когда делали сквозную, кто-то был очень недоволен. Если мы сейчас снова сделаем ее тупиковой, как будет всем остальным? Кавказская улица тоже совсем недавно была тупиковой, и люди, которые там жили, не хотели, чтобы она была сквозной. Говорили, что им будет шумно, и прочее. Не все то хорошо, что мы думаем сейчас. Потом, может, будет лучше. Далее - от Кировского моста идем вверх к мединституту. С правой стороны стояли халупы, там люди были очень недовольны перед сносом. Может, вернем? Эти халупы были украшением? А на Интернациональной до сих пор оставили. А это въезд в город. У нас в центре города для проезда нет ничего серьезного кроме улицы Ленина. В генплане есть рациональное зерно, просто нужно немного откорректировать. Большое видится на расстоянии, а они большое видят. Не надо им по рукам бить. Помочь – да.

От критики к безусловным плюсам

Оценил предлагаемый документ и председатель областного комитета архитектуры Сергей Чернов.

- Исторически так складывается, что любой город рождается из маленького сельского поселения, застраивается сначала деревянной одноэтажной застройкой, затем этажность растет, и здания меняются на каменные, - говорит он. - И на сегодняшний день в центре Курска также имеется индивидуальная застройка, в том числе деревянными домами. Вместе с тем новым генпланом, так же как и предыдущими, предлагается застройка 9 этажей и выше. Это не говорит о том, что завтра будут выселены жители и дома снесены. Потому как правообладание и пользование земельными участками со строениями на них определяется документами на собственность.

Как заключил эксперт, генплан – это документ о развитии населенного пункта. Если посмотреть на генпланы предыдущих годов или даже столетий, они всегда предполагали развитие территорий. И развитие начинается, прежде всего, с каркаса улично-дорожной сети, на которую нанизываются уже функциональные зоны, которые предлагается расширить, изменить, либо дополнительно расширить границы города.

- Границы, как и в предыдущих генеральных планах, к изменению не были предусмотрены, - заключает Сергей Чернов. - Вместе с тем, жизнь нам показывает, что это решение неверное, на примере микрорайонов по проспекту Дериглазова. Здесь инициатива пошла не от администрации города, а от застройщика, который нашел участки, приобрел и реализовал для многоэтажной застройки, что не могли предусмотреть разработчики предыдущих генпланов. Это изначально неверный путь. Необходимо было делать свои объездные дороги для общественного транспорта. Теперь мы видим бесконечные пробки в этот район. Это недостаток – развитие города в разрез утвержденного генплана.

Специалист заострил внимание и на вопросе транспортной доступности Боевой дачи. Неприятная ситуация с частным пикник-парком «Новой Боевкой», посетители которой мешают жителям соседних улиц, по его мнению, дает импульс к тому, чтобы разработчик внимательней отнесся к транспортному планированию для этой большой зеленой территории.

- В проектах конкурса «Курск2032» предлагалось различное транспортное обеспечение, - отметил он. – Но вариант из предыдущего генплана с дорогой, которая проходит через центральный вход в парк, а дальше через реку Тускарь, разделяя на четыре части зеленую зону, не особо будет способствовать развитию территории, а больше разделит ее на несколько обособленных частей. И невозможно будет гулять по большой территории, не проходя через оживленную проезжую часть.

Но помимо «острых» моментов в генплане, которые пока вызывают много споров, есть и сугубо положительные. Так, никто из присутствующих специалистов не стал критиковать предложенные идеи по увеличению зеленого «каркаса» города, развитию трамвайной и троллейбусной сетей, созданию протяженных велосипедных маршрутов.