Сольное выступление Игоря Бессчастного в джаз-клубе «Красный камень» длилось 2 академических часа.
Ещё и двух месяцев не прошло со дня его открытия, а в этом заведении на Верхней Луговой уже успели переиграть многие местные джазмены. Об идее создания джаз-клуба рассказывает его директор Валентин Юдин:
– Когда нам досталось это помещение, мы стали думать, что бы здесь – в старинном здании с красивыми сводами – хорошо смотрелось? Я не большой фанат джаза, я просто люблю эту музыку – и я увидел здесь концепцию именно джаз-клуба. И не прогадал: людям нравится, мне нравится.
Культура пития под музыку
Впрочем, культура поедания пищи и потребления напитков под звуки музыки у нас ещё не выработана. Серьёзную музыку мы привыкли слушать исключительно с концертной сцены. А если в питейном заведении, то только как незамысловатый фон.
Но именно в питейно-закусочных заведениях и вырабатывалась настоящая атмосфера джаза. Когда-то и у нас была своеобразная ресторанная субкультура со своей особой аурой. А вот к традиции пабов и джаз-клубов наша публика ещё не приучена – они есть, но в зачаточном состоянии. И «Красный камень» в этом отношении один из пионеров в сегодняшнем Курске.
Каждую пятницу-субботу здесь играет живая музыка, уже отметились группы Jazz Weekend, Rio Jazz, Take Fire. Было запланировано выступление джаз-бенда Эдуарда Кальмана, однако в связи с новыми ограничениями из-за пандемии пришлось его перенести на неопределённый срок.
Но несмотря на коронавирусные проблемы, оказалось, что джаз в Курске развивается полным ходом, и для того чтобы он проявился, нужно только подходящее место.
Возвращение к роялю
Игорь Бессчастный – музыкант универсальный. В его послужном списке, с одной стороны, две симфонии собственного сочинения, атональная музыка, а с другой – поп-шлягеры для сестёр Толмачёвых. И где-то посередине между этими полюсами располагается его увлечение джазом.
– Замечательно, что в Курске появилось ещё одно место, где музыканты могут поделиться своим творчеством, – говорит Игорь. – И так совпало, что сегодня ровно год как я в последний раз садился за рояль – 11 декабря 2019 года я играл в Швеции, в Стокгольме. Так что для меня это get back – возвращение к роялю.
Программу я составляю в соответствии с потребностями конкретной публики, даже список не пишу. Если чувствую контакт, продолжаю в том же духе, а когда замечаю, что люди начинают скучать, меняю тему, направление, энергию. Ресурсы позволяют, в голове у меня порядка 70 тем.
На этот раз музыкант представил, по его словам, свободный джаз. Но не в смысле джазового авангарда в духе Орнетта Коулмана, а как свободную импровизацию на темы известных песен. Тем самым ещё раз проявилось стремление Игоря Бессчастного к синтезу жанров.
Здесь можно было услышать множество знакомых мотивов, как, например, Sunny – знаменитую тему Бобби Хебба, известную у нас по кавер-версии Boney M. Но в основу программы легло всё-таки творчество The Beatles: это и Get Back, и Let It Be, а также Imagine Джона Леннона.
И это неспроста – ведь несколько дней назад исполнилось 40 лет со дня убийства главного рок-музыканта всех времён и народов.
Олег Качмарский