Викинги XXI века



Викинги XXI века

Сменить офисный костюм на простую одежду, на несколько дней уехать из шумного города в глубинку, оставив все гаджеты дома, – вот новый тренд, который набирает популярность у молодежи. Еще дальше в своем желании уйти от цивилизации продвинулись исторические реконструкторы. С одним из них, Павлом Касьяновым, мы встретились, чтобы побольше узнать об этом молодом, но таком интересном хобби.

Автор фото: MATRЁSHKA Studio

Паша, расскажи, пожалуйста, как ты узнал об исторической реконструкции?

Мое увлечение началось достаточно спонтанно. В 2008 году я искал, чем бы таким необычным занять свое лето. И на одном из форумов нашел объявление о наборе в секцию исторического фехтования. Я тогда слабо представлял себе разницу между классическим и историческим фехтованием, думал, что это сражение на рапирах. Но решил узнать подробнее и пришел на первую тренировку на базу региональной общественной молодежной организации Клуб исторического фехтования и ролевого моделирования РАРОГ. Постепенно втянулся, мне рассказали, что есть еще и направление реконструкций, то есть воспроизведение быта, оружия, лагеря воинов раннего средневековья.

То есть это эпоха викингов, о которой сейчас так много фильмов и сериалов?

Ну, все было не совсем так, как показывают в кино. Мы придерживаемся исторических фактов. Изучаем литературу, исследования археологов, активно сотрудничаем с музеями, они помогают нам с информацией. Например, я реконструирую горожанина из Курска периода XI века. Начал с того, что сшил штаны, рубашку, пояс и обувь. Что-то смог сам смастерить, где-то просил помощи. Поначалу было непросто. Продавцы смотрели с недоумением, когда я приходил за льняной тканью, нитками. Но сейчас уже народ привык, да и найти необходимые материалы стало проще. На занятиях в клубе мне и другим новичкам объясняли, как правильно шить, и почему именно так, а не иначе.

А в чем разница с современным шитьем? Что такого сложного в пошиве рубашки?

Нужно понять логику людей того времени. Это сейчас делается выкройка, как красивее, не задумываясь над практичностью. Получается большой расход ткани. А в те времена люди ценили одежду. Поэтому она шилась максимально безотходно, так же делаем и мы. С летним набором уже можно выехать на какой-то фестиваль. Однако на многих мероприятиях в требованиях к участнику есть и теплые шерстяные вещи – плащ или кафтан, обязательно шапка, чтобы не мерзнуть.

А чем вы занимаетесь, помимо изготовления костюмов? Совершаете набеги, как викинги?

Можно и так сказать. Мы ходим в исторические походы. Сначала планируем, когда пойдем и куда. Например, именно наш клуб организует пешие походы, а ребята из других городов совершают еще и конные, лыжные. В этом тоже свои сложности, лыжи ведь нужно сделать самим, чтобы они соответствовали эпохе. Иногда объединяемся с реконструкторами из других городов.

Так, например, представители нашего клуба ходили в поход с Елецким военно-историческим клубом «Копье». Поход был от тогдашней столицы Великой Перми – Чердыни через хребет Хоза-Тумп до города Ивдель. Ребята по Уральским горам лазали недели три, прошли почти 200 километров, затем спустились и на лодках добирались до Тюмени. Мне же больше всего запомнился поход от Льгова до Капыстичей – это городище в Рыльском районе. Он был не столько сложным, сколько интересным и красивым. Было лето, все вокруг цвело. Запомнился поход и большим количеством переправ. Мы Сейм пересекали многократно. Пробовали разные способы – строили плоты, перебрасывали поваленные деревья как мосты, переходили реку вброд. Местные жители с любопытством наблюдали за нами, были приветливы. По пути мы зашли в одну деревеньку, там всего дома три, наверное, осталось. Так местные угостили нас медом, расспрашивали, откуда мы и куда держим путь.

Во время своих походов удалось найти что-то интересное? Может, какую-нибудь заброшенную реликвию…

Как раз в Капыстичах был такой случай. Мы узнали, что несколько лет назад там была найдена средневековая лодка-долбленка. Что-то вроде каноэ. Этому изделию более тысячи лет, лодка хранилась в старом ангаре, заваленная всяким мусором.

Нам разрешили ее достать и посмотреть. Мы ее замерили, сфотографировали, принесли снимки в археологический музей. Теперь там же находится и сама лодка, я частенько захожу посмотреть на нее и привожу гостей города.

Ты сказал «сфотографировали». То есть вы не совсем дикарями отправляетесь в походы? Что-то от цивилизации берете с собой?

Конечно, мы стараемся сделать поход максимально аутентичным, то есть приближенным к истории. Например, мы не пользуемся зажигалками или спичками, чтобы разжечь огонь. Для этого у нас есть кремень, кресало. Поначалу это занимает много времени, с опытом все приходит. Питаемся крупами, ловим рыбу, собираем ягоды. Но понятно, что полностью погрузиться в историю нельзя. В походе может случиться всякое. До сих пор в лесах встречаются дикие животные, а это небезопасно. У нас есть телефон, чтобы вызвать спасателей, полицию или кого-то еще. Он упакован в специальный пакет, и без необходимости мы им не пользуемся. Есть современная непромокаемая карта. У ребят, которые ходят в походы на лодках, все еще сложнее. Им нужно брать с собой генератор, чтобы зарядить рации. Между лодками должно быть сообщение, вдруг кто-то будет терпеть крушение. Предусмотрев все, уменьшается вероятность получения травм и прочих неприятностей. На этот счет можно прочесть книгу Джона Кракауэра «В диких условиях». Это история об американце, который попробовал выжить в условиях дикой природы, но в итоге через пару месяцев умер от холода и голода. То есть ко всему нужно подходить с умом, особенно если это касается жизни и здоровья.

Несколько раз в год в России проходят разные фестивали, где собираются реконструкторы со всей страны. Вы принимали в них участие?

Разумеется, выезжаем. Там мы учимся друг у друга, общаемся. Днем, как правило, проходят различные мастер-классы, конкурсы, сражения. Каждый находит себе занятие по душе. Вечером концерты. Самый крупный фестиваль в России по нашей эпохе – «Русборг». Он проводится ежегодно в начале мая в Елецком районе Липецкой области и собирает около тысячи участников. Еще больше зрителей, порядка тридцати тысяч человек приходят посмотреть на ожившую историю. В прошлом году я открыл для себя Византию. Задумался о том, что можно было бы попробовать реконструировать кого-то из этого места. Это непросто, так как нужно выдерживать логику социальных статусов. Но для начала можно сделать простого горожанина сшить комплект летней одежды и отправляться на фестиваль. Уверен, что те, кто хоть раз побывает на таком мероприятии, пусть даже в качестве зрителя, унесут с собой незабываемые впечатления.

Клуб исторического фехтования и ролевого моделирования РАРОГ существует с 2003 года. Основные направления деятельности реконструкция населения и быта жителей Посеймья в период раннего средневековья (вторая половина IX – первая половина XI века), фехтование, научная деятельность и участие в показательных выступлениях.

Лариса Марковчина

Связаться с викингами можно в группе вконтакте по адресу: https://vk.com/rarogshow