Сменить офисный костюм на простую одежду, на несколько дней уехать из шумного города в глубинку, оставив все гаджеты дома, – вот новый тренд, который набирает популярность у молодежи. Еще дальше в своем желании уйти от цивилизации продвинулись исторические реконструкторы. С одним из них, Павлом Касьяновым, мы встретились, чтобы побольше узнать об этом молодом, но таком интересном хобби.
Паша, расскажи, пожалуйста, как ты узнал об исторической реконструкции?
Мое увлечение началось достаточно спонтанно. В 2008 году я искал, чем бы таким необычным занять свое лето. И на одном из форумов нашел объявление о наборе в секцию исторического фехтования. Я тогда слабо представлял себе разницу между классическим и историческим фехтованием, думал, что это сражение на рапирах. Но решил узнать подробнее и пришел на первую тренировку на базу региональной общественной молодежной организации Клуб исторического фехтования и ролевого моделирования РАРОГ. Постепенно втянулся, мне рассказали, что есть еще и направление реконструкций, то есть воспроизведение быта, оружия, лагеря воинов раннего средневековья.
То есть это эпоха викингов, о которой сейчас так много фильмов и сериалов?
Ну, все было не совсем так, как показывают в кино. Мы придерживаемся исторических фактов. Изучаем литературу, исследования археологов, активно сотрудничаем с музеями, они помогают нам с информацией. Например, я реконструирую горожанина из Курска периода XI века. Начал с того, что сшил штаны, рубашку, пояс и обувь. Что-то смог сам смастерить, где-то просил помощи. Поначалу было непросто. Продавцы смотрели с недоумением, когда я приходил за льняной тканью, нитками. Но сейчас уже народ привык, да и найти необходимые материалы стало проще. На занятиях в клубе мне и другим новичкам объясняли, как правильно шить, и почему именно так, а не иначе.
А в чем разница с современным шитьем? Что такого сложного в пошиве рубашки?
Нужно понять логику людей того времени. Это сейчас делается выкройка, как красивее, не задумываясь над практичностью. Получается большой расход ткани. А в те времена люди ценили одежду. Поэтому она шилась максимально безотходно, так же делаем и мы. С летним набором уже можно выехать на какой-то фестиваль. Однако на многих мероприятиях в требованиях к участнику есть и теплые шерстяные вещи – плащ или кафтан, обязательно шапка, чтобы не мерзнуть.
А чем вы занимаетесь, помимо изготовления костюмов? Совершаете набеги, как викинги?
Можно и так сказать. Мы ходим в исторические походы. Сначала планируем, когда пойдем и куда. Например, именно наш клуб организует пешие походы, а ребята из других городов совершают еще и конные, лыжные. В этом тоже свои сложности, лыжи ведь нужно сделать самим, чтобы они соответствовали эпохе. Иногда объединяемся с реконструкторами из других городов.
Так, например, представители нашего клуба ходили в поход с Елецким военно-историческим клубом «Копье». Поход был от тогдашней столицы Великой Перми – Чердыни через хребет Хоза-Тумп до города Ивдель. Ребята по Уральским горам лазали недели три, прошли почти 200 километров, затем спустились и на лодках добирались до Тюмени. Мне же больше всего запомнился поход от Льгова до Капыстичей – это городище в Рыльском районе. Он был не столько сложным, сколько интересным и красивым. Было лето, все вокруг цвело. Запомнился поход и большим количеством переправ. Мы Сейм пересекали многократно. Пробовали разные способы – строили плоты, перебрасывали поваленные деревья как мосты, переходили реку вброд. Местные жители с любопытством наблюдали за нами, были приветливы. По пути мы зашли в одну деревеньку, там всего дома три, наверное, осталось. Так местные угостили нас медом, расспрашивали, откуда мы и куда держим путь.
Во время своих походов удалось найти что-то интересное? Может, какую-нибудь заброшенную реликвию…
Как раз в Капыстичах был такой случай. Мы узнали, что несколько лет назад там была найдена средневековая лодка-долбленка. Что-то вроде каноэ. Этому изделию более тысячи лет, лодка хранилась в старом ангаре, заваленная всяким мусором.
Нам разрешили ее достать и посмотреть. Мы ее замерили, сфотографировали, принесли снимки в археологический музей. Теперь там же находится и сама лодка, я частенько захожу посмотреть на нее и привожу гостей города.
Ты сказал «сфотографировали». То есть вы не совсем дикарями отправляетесь в походы? Что-то от цивилизации берете с собой?
Конечно, мы стараемся сделать поход максимально аутентичным, то есть приближенным к истории. Например, мы не пользуемся зажигалками или спичками, чтобы разжечь огонь. Для этого у нас есть кремень, кресало. Поначалу это занимает много времени, с опытом все приходит. Питаемся крупами, ловим рыбу, собираем ягоды. Но понятно, что полностью погрузиться в историю нельзя. В походе может случиться всякое. До сих пор в лесах встречаются дикие животные, а это небезопасно. У нас есть телефон, чтобы вызвать спасателей, полицию или кого-то еще. Он упакован в специальный пакет, и без необходимости мы им не пользуемся. Есть современная непромокаемая карта. У ребят, которые ходят в походы на лодках, все еще сложнее. Им нужно брать с собой генератор, чтобы зарядить рации. Между лодками должно быть сообщение, вдруг кто-то будет терпеть крушение. Предусмотрев все, уменьшается вероятность получения травм и прочих неприятностей. На этот счет можно прочесть книгу Джона Кракауэра «В диких условиях». Это история об американце, который попробовал выжить в условиях дикой природы, но в итоге через пару месяцев умер от холода и голода. То есть ко всему нужно подходить с умом, особенно если это касается жизни и здоровья.
Несколько раз в год в России проходят разные фестивали, где собираются реконструкторы со всей страны. Вы принимали в них участие?
Разумеется, выезжаем. Там мы учимся друг у друга, общаемся. Днем, как правило, проходят различные мастер-классы, конкурсы, сражения. Каждый находит себе занятие по душе. Вечером концерты. Самый крупный фестиваль в России по нашей эпохе – «Русборг». Он проводится ежегодно в начале мая в Елецком районе Липецкой области и собирает около тысячи участников. Еще больше зрителей, порядка тридцати тысяч человек приходят посмотреть на ожившую историю. В прошлом году я открыл для себя Византию. Задумался о том, что можно было бы попробовать реконструировать кого-то из этого места. Это непросто, так как нужно выдерживать логику социальных статусов. Но для начала можно сделать простого горожанина сшить комплект летней одежды и отправляться на фестиваль. Уверен, что те, кто хоть раз побывает на таком мероприятии, пусть даже в качестве зрителя, унесут с собой незабываемые впечатления.
Клуб исторического фехтования и ролевого моделирования РАРОГ существует с 2003 года. Основные направления деятельности реконструкция населения и быта жителей Посеймья в период раннего средневековья (вторая половина IX – первая половина XI века), фехтование, научная деятельность и участие в показательных выступлениях.
Лариса Марковчина
Связаться с викингами можно в группе вконтакте по адресу: https://vk.com/rarogshow