Вкусные уравнения



Вкусные уравнения

Преподаватель математики Курского государственного техникума технологии и сервиса Евгения ЧУХАЕВА стала одной из победительниц всероссийского конкурса «Авторский урок будущего».

Стать учителем она решила еще в 8 классе средней школы и, когда после окончания физико-математического факультета КГУ ей предложили работу в техникуме технологии и сервиса, с радостью согласилась. Вот уже 7-й год она преподает математику на 1-2 курсах. Евгения Владимировна всегда переполнена свежими идеями и регулярно участвует в различных мероприятиях. В ее активе – региональный конкурс «Преподаватель года», а в прошлом году вместе с учащимися она побывала в Санкт-Петербурге на всероссийском конкурсе «Кто хочет стать президентом». И вот новое испытание.

– Об «Авторских уроках будущего» я узнала летом, во время отпуска, когда заглянула на интернет-форум «ПроеКТОриЯ», – рассказывает Евгения. – Нужно было разработать свой проект урока будущего, написать к нему эссе и заполнить анкету о собственных достижениях и успехах моих учеников. Честно говоря, не ожидала, что будет положительный результат, но в ноябре раздался звонок: «Поздравляем, вы вошли в число 122 победителей, приглашаем вас на заключительный форум». Вначале не поверила, удивилась – ведь заявок было 2,5 тысячи!

Форум профессиональной ориентации «ПроеКТОриЯ – 2018» традиционно проходил в Ярославле в спортивном комплексе «Арена-2000» уже в 6-й раз, но впервые для педагогов раньше конкурс был исключительно для школьников. Так как мероприятие проводится по указу Президента России, Владимир Путин лично посетил его, где дал большой открытый урок «Направления прорыва», после чего в течение часа общался с педагогами и учащимися. В акции также участвовали министр просвещения Ольга ВАСИЛЬЕВА и ее заместитель Ирина ПОТЕХИНА.

– Программа была очень насыщенной, – делится впечатлениями Евгения Владимировна, – мастер-классы, бинарные уроки, TED-лекции лидеров ведущих российских компаний, в частности, Майл.ру, Росатом, Ростех, Ростелеком. Педагоги и школьники задавали вопросы и на все получили обстоятельные ответы. На бинарных уроках обсуждались новые технологии педагогической практики, на мастер-классах – профориентация, работа с поколением Z (то есть рожденными в 1996-2010 годах). Раскрывали нам некоторые хитрости – как удивить ребенка, как правильно с ним работать. Обратили внимание на практичность современных детей: если с ними завести разговор о денежной сумме, которую они смогут зарабатывать в будущем, это их, как правило, привлекает – мысль активно начинает работать в направлении, что нужно делать, чтобы заработать первые 100 тысяч, первый миллион.

Все 4 дня работы форума школьники трудились над проектами по выбранным ими темам, а педагоги искали способы решения проблем профориентации.

– Урок будущего должен быть интересным для студентов. Нужно иметь в виду, что новое поколение это носители другой, отличной от нашей психологии. Они родились в эпоху интернета и гаджетов, поэтому требуются новые технологии в преподавании, кабинеты должны быть оборудованы по-современному. В проекте урока будущего я показываю связь математики и выбранной профессии. Студентам специальности «технология продукции общественного питания» по теме «Решение систем линейных уравнений с тремя неизвестными» предлагаю разгадать рецепт блюда. Известно только его название – кундюмы. А что это такое, как его готовить – неизвестно. И мы поэтапно, с помощью уравнения, определяем все ингредиенты и рецепт в целом.

Выяснилось, что кундюмы это старинное русское блюдо, напоминающее пельмени с грибной начинкой. Но тесто здесь необычное – представляет собой сочетание заварного и вытяжного и замешивается на растительном масле. Да и способ приготовления сильно отличается от обычных пельменей: сначала они запекаются в духовке, а затем томятся в грибном отваре. В оригинальной рецептуре в начинку кундюмов добавляется рубленое яйцо, и подаются они со сметаной. (Рецепт был реконструирован замечательным ученым, историком и писателем Вильямом Похлебкиным). И все эти кулинарные подробности – с помощью математического уравнения.

– Приходя на первое занятие, студенты обычно спрашивают, где им это пригодится. На примерах я им эту взаимосвязь демонстрирую: логистам рассказываю, как правильно строить алгоритм пути передвижения, технологам – о процентном соотношении в составлении рецептов. Кроме того, математика помогает не только производить расчеты, но и развивает мышление в целом, – убеждена Евгения Владимировна, и в этом с ней не поспоришь. – В любом случае истинные знания лишними быть не могут, и если хочешь стать настоящим специалистом своего дела – высшая математика обязательно поможет.

Олег Качмарский