РИА Курск

Загружаем...

Во власти чувств



Во власти чувств

Московские спектакли буквально довели курских зрителей до слез. На минувшей неделе в областном центре с гастрольной программой гостил Государственный академический Малый театр. Его знаменитые артисты, в том числе Ирина Муравьева, Владимир Носик, Людмила Титова и другие актеры, блестяще выступили в спектаклях «Васса Железнова -­ первый вариант» и «Власть тьмы».

Зрителям областного драматического театра имени А.С Пушкина уже не в первый раз посчастливилось наблюдать за игрой труппы этого старейшего и именитого учреждения культуры. На этот раз московский коллектив привез совершенно другие истории, но, как всегда, полные чувств, эмоций и переживаний. Как рассказала генеральный директор Малого театра Тамара Михайлова, эти спектакли, по ее мнению, показывают уровень работы актеров и режиссеров.

­- Это не заигрывание с публикой, не попытка чем­-то ее удивить, а именно стремление показать очень высокую школу, -­ отметила Тамара Анатольевна.

Возможность пообщаться с представителями Малого театра курским журналистам представилась во время пресс-­конференции перед началом показов.

Подарок по дружбе

Спектакль «Васса Железнова – первый вариант» -­ постановка режиссера Владимира Бейлиса по пьесе Максима Горького. Курские театралы первыми после москвичей увидели эту премьеру 2016 года. Как пояснила Тамара Михайлова, Владимир Бейлис решил сделать такой подарок нашему городу и показать свою новую работу благодаря тому, что руководитель Курского драматического театра Юрий Бурэ в свое время был его однокурсником.

Рассказывая о своей «Вассе…», Владимир Михайлович объяснил, почему остановился на первом варианте произведения Горького:

­- У нас в театре уже шел второй вариант, поэтому не хотелось повторяться. Кроме того, первая версия спектакля совершенно другая, она не политизированная, а семейная. Это очень современная пьеса, она ассоциативна с нашим временем, в ней отражены темы переживания о детях, взаимоотношение старшего и младшего поколений, родственные и денежные вопросы. Все это волнует зрителя с точки зрения характеров.

Второй спектакль -­ «Власть тьмы» ­- поставил художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин по драме Льва Толстого. Тоже очень красивая и непростая история о духовной слепоте и прозрении, преступлениях и раскаянии, что также актуально для любой эпохи.

Сцена из спектакля Васса Железнова первый вариант

Два из трехсот

Обе постановки в Курске прошли при поддержке программы «Большие гастроли» Министерства культуры России, которая стартовала в мае уже в четвертый раз. Акция проводится ежегодно по всей стране. На этот раз в программе участвуют более 50 регионов и 30 театров. Зрители увидят около 300 показов.

­- Ваш город является для нас особенным, потому что он поддержал наш проект с самого начала – с 2014 года мы привозим в Курск ведущие театры страны, ­- рассказала директор Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ Елена Булукова. ­- Этой осенью мы планируем поддержать уже ваш Курский драматический театр в плане межрегиональных обменных гастролей.

Кстати, в 2017­-м впервые у «Больших гастролей» появился негосударственный партнер в лице благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».

Женщина о женщине

Действие постановки Владимира Бейлиса происходит в доме владельца кирпичного завода Захара Железнова, который находится при смерти. Заботу о муже и хозяйстве взвалила на себя его жена Васса. Хрупкая женщина тянет семейное дело одна, пытаясь сохранить его для детей. Но чем ближе «последний вздох» хозяина, тем больше накаляется обстановка среди родственников. Сыновья планируют забрать свою долю из дела и покинуть дом.

Ради собственных детей дочь Анна готова отправить в мир иной разом и отца и дядю, подставить братьев. Васса понимает, что все это время она работала ради детей, а теперь они, сами того не осознавая, рушат семейное дело с особой железновской жестокостью.

Исполнительница главной роли народная артистка России Людмила Титова призналась, какой след в ее душе оставляет Васса.

­- В нашу кассу иногда приходят люди и говорят: «Дайте что­-нибудь веселенькое, знаете, так тяжело жить». Но на самом деле это неправильный подход. Многие зрители после просмотра спектакля рассказывали, что с ними происходил какой­-то катарсис и возникало желание жить. И мне кажется, в этом желании сделать лучше для себя я солидарна со зрителем.

Героиня Людмилы Владимировны, на первый взгляд, сильная женщина. Она живет и работает, идет к своей цели любыми способами, но постепенно у нее начинает возникать мысль: а для чего и для кого? Васса понимает, что своей семье она не нужна. В финале удивительный монолог «Много зла на мне, и вроде против никудышных людей, а жалко, когда одолеешь». Эта часть самая интересная – мы видим, как жестокость и раскаяние могут уживаться в одном человеке.

В постановке Власть тьмы играли многие выдающиеся артисты, в том числе Ирина Муравьева

Театр должен быть живым

Курская публика очень хорошо приняла спектакль, и в Москве у Малого театра на каждом показе тоже был полный зал.

­- Когда я пришла в театр, старые актеры говорили: «Легко заставить зрителя плакать, тяжело заставить смеяться». Я проработала 30 лет и поняла, что сейчас все кардинально поменялось. Мы разучились сопереживать. Поэтому были опасения, что спектакль не воспримут. Но все же В зале стояла удивительная тишина, и зритель реагировал именно так, как нужно. Люди смеялись и плакали. Мы будто управляли их эмоциями, поделилась Людмила Владимировна.

По мнению Владимира Бейлиса, современный театр – это когда человек на сцене – живой. Во главе угла должен стоять актер и его игра, а не какие­-то спецэффекты.

­- Раздеть артиста, конечно, проще, критики будут говорить, что это современное решение, но это неправда. Вот когда в зале рыдают, плачут, когда мы понимаем, что происходит, ­- вот, на мой взгляд, современный театр.

Тем не менее народный артист России считает, что фантазия должна присутствовать. Образ на сцене очень важен. Например, декорации для «Вассы» художника Эдуарда Кочергина (дом без крыши) – олицетворение того, что из этих стен уходит дух семьи.

Юлия Тарасова