В январе этого года исполнилось 130 лет со дня рождения курского художника и педагога Константина Истомина. Сегодня это имя незаслуженно забыто, хотя многие исследователя именно его называют предшественником известного во всем мире другого курского художника Александра Дейнеки.
Cухая игла
Константин Николаевич родился в семье пехотного офицера.
Учеба в гимназии для него началась в Курске, однако в 1901 году в связи с новым назначением по службе Истомины переехали во Владивосток. Там он стал посещать школу рисования, увлекся живописью, познакомился с искусством Китая и Японии. Особое впечатление произвели на юношу красочные гравюры и лубки со своеобразными сюжетами.
С началом русско-японской войны в 1905 году Николая Истомина переводят по службе в Харьков. Здесь Константин после завершения среднего образования некоторое время занимался в студии Егора Шрейдера учившегося в Париже поклонника и последователя «барбизонцев», который оказал значительное влияние на формирование вкусов и пристрастий молодого художника, в частности, на увлечение его пейзажной живописью.
Тогда же Истомин увлекся марксизмом, участвовал в событиях первой русской революции, за что подвергся аресту и несколько месяцев провел в тюрьме.
Освободившись в 1906 году, начинающий художник уехал в Германию для дальнейшего обучения и до 1909 года вместе с Владимиром Фаворским учился в Мюнхене в школе известного венгерского живописца и педагога Шимона Холлоши. Мэтр учил насыщенной, внутренне сложной простоте, цельности живописного восприятия мира, что в дальнейшем стало основой собственного стиля обоих его русских учеников.
С 1909 года Истомин с Фаворским продолжили образование в Московском университете на только что созданном отделении истории искусств. 1910 годом датировано первое выступление Константина Истомина на XIX выставке «Московского товарищества художников», где экспонировались его гравюры на цинке сухой иглой.
Летом 1913 года он был призван в действующую армию. Во время Первой мировой войны командовал артиллерийской батареей, был ранен и контужен, оперирован, долго лечился. При этом в 1916-м на ХХII выставке «Московского товарищества художников» впервые экспонировалась его живописная работа «Лимоны».
В марте 1919 года Истомин вступил в Красную Армию, получил ранение, перенес тиф и был окончательно освобожден от воинской повинности.
В творческом плане Гражданская война принесла художнику только разрозненные зарисовки, которые легли в основу графической серии «Красная Армия в Донбассе», подготовленной впоследствии к десятилетию Октября. Остальные батальные рисунки Истомина были утеряны.
В 1920 году Константин Николаевич некоторое время занимал дипломатическую должность, но потом его направили в распоряжение Народного комиссариата просвещения для организации художественного рабфака. С 1921-го и до конца жизни Истомин занимался преподавательской деятельностью.
Иллюстрации к «Чапаеву»
Женский портрет
В звании профессора он становится организатором Высших художественных мастерских (ВХУТЕМАС), позже преобразованных в Московский художественный институт имени В. И. Сурикова. В 1926 году был назначен заместителем директора по научно-учебной работе, а через некоторое время избран проректором живописного отделения. По воспоминаниям его учеников, это был широко эрудированный и принципиальный человек, педагог по призванию.
В этот же период Истомин участвовал в выставках художников объединения «Маковец» и общества художников «4 искусства», где экспонировал свои пейзажи, натюрморты, портреты, жанровые картины.
В 1932 году вышел в свет роман Дмитрия Фурманова «Чапаев» с его иллюстрациями. Проявил себя Истомин и в качестве театрального художника, создав эскизы декораций и костюмов к ряду спектаклей; писал теоретические работы и учебные программы.
В 1941 году он участвовал в «Выставке лучших произведений советских художников». В октябре того же года вместе с частью студентов и преподавателей Московского художественного института Константин Николаевич уехал в эвакуацию в Самарканд, где и умер 28 августа 1942 года.
Столь насыщенной оказалась биография художника. Однако в официальную советскую историю изобразительного искусства он вошел как педагог. Дело в том, что в конце 20-х – начале 30-х все модернистские и авангардистские течения в советском искусстве были пресечены на корню – не только в живописи, но и в литературе, музыке. Называлось это борьбой с формализмом в искусстве. Единственно верным было провозглашено реалистическое направление, а точнее – социалистический реализм.
Печальная судьба постигла часть творений Константина Истомина. По свидетельству искусствоведа Владимира Сальникова, после смерти художника его работы отдавали студентам «Суриковки» как подручное сырье, картины смывали и на освобожденных от живописи холстах создавали свои опусы.
Признание
Возвращение в оперативное пространство советской живописи началось через 20 лет после смерти мастера: первую персональную выставку Константина Истомина в 1961 году организовал в Москве его ученик Игорь Савицкий. Однако если вспомнить, что это приходится аккурат на время исторической выставки в Манеже, когда Никита Хрущев в пух и прах разнес весь «формализм», включая творения великого Роберта Фалька, понимаешь, что и признание Истомина не могло состояться в одночасье.
Вузовки
Широкому зрителю более всего из работ Константина Николаевича известны «Вузовки», что многие десятилетия находятся в постоянной экспозиции «Третьяковки». Остальное же творчество художника оставалось тайной даже для знатоков. И лишь спустя много лет, уже в новом столетии московская галерея «Ковчег», спасающая наследие советского модернизма, выставила чудом сохранившиеся работы мастера. Коллекция эта спасена преданным его учеником Леонидом Казениным.
По мнению знатоков, Истомина, как и многих модернистов XX века, следовало бы отнести к неоклассике. Этим условным понятием обозначают стилистику художников, отказавшихся от эстетики авангарда, но оставшихся экспериментаторами в душе. Их много – от Диего Риверы до Александра Дейнеки. Кроме того, Истомин – художник поставангардный. Он уже знает фовизм, а точнее, Матисса, за которым, в основном, и следует. А глядя на изображения главной его натурщицы Лидочки, на его обнаженных, на людей с вытянутыми головами, условными лицами или вообще без лиц, на ум приходит, конечно же, Амедео Модильяни.
«Возвращение Константина Истомина» – так назывался проведенный в 2008 году многочастный выставочный проект с демонстрацией живописи и графики художника 1910–1930-х годов. Всего на выставке было впервые представлено 110 работ мастера, в подкрепление издан академический альбом-каталог, – и любитель живописи смог, наконец, по-настоящему открыть для себя истинного художника, каким и был Истомин.
Подготовил Олег Качмарский