Явление Шнитке курянам

Рецензия журналиста РИА «Курск сегодня» Олега Качмарского на совместное выступление Курского губернаторского оркестра с Ольгой Дьячковской и Святославом Морозом
10:42, 10 октября 2019

На выступлениях Курского губернаторского камерного оркестра скучать не приходится. Однако первый концерт нового сезона превзошёл все ожидания. Это был первый опыт сотрудничества коллектива Сергея Проскурина со звёздной четой исполнителей — Ольгой Дьячковской и Святославом Морозом.

Это был не обычный концерт классической музыки, а действо высшего разряда – настоящее чудо. Хотя началось всё вполне традиционно – с Моцарта. Произведениями самого яркого представителя классицизма Сергей Проскурин любит открывать и концерты, и диски.

На этот раз была исполнена симфония № 6 фа мажор, которую композитор написал в 11-летнем возрасте, а впервые она прозвучала 30 декабря 1767 года в чешском городе Брно. В память об этом концерте сегодня в Брно ежегодно проводят конкурс молодых пианистов до 11 лет.

А дальше – Бах. И здесь к выступлению подключились московские гости.

– Уже в 5 лет я поняла, что Бах — это какой-то космос, и с тех пор он меня не оставлял, – рассказала перед концертом Ольга Дьячковская.

Обладательница прекрасного сопрано в сопровождении камерного оркестра исполнила 4 арии из кантат Баха, а в Концерте для двух скрипок с оркестром ре минор мы услышали органичное взаимодействие Карины Проскуриной и Святослава Мороза. После чего Ария из «Магнификата»: «Magnificat anima mea Dominum» – «Величит душа моя Господа. И возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем…» И если Моцарт – это золотой ключ от двери в мир классической музыки, то Бах – основа основ, лестница на Небеса.

И тут мы подошли к кульминации, когда на авансцену выходит последний гений классической музыки Альфред Шнитке. Идея исполнить его Сонату N1 для скрипки и камерного оркестра в сопровождении курского коллектива под управлением Сергея Проскурина принадлежит Святославу Морозу, лично знавшему великого композитора.

Накануне концерта Святослав рассказал, что его мать и отчим – Наталья Гутман и Олег Каган – часто исполняли произведения Альфреда Шнитке, когда он был под запретом в советское время. И они как бы его открыли для публики.

— Шнитке это очень ценил, часто приходил к нам домой, посвятил маме известный виолончельный концерт. Я дружил с его сыном. В силу своего юношеского возраста с самим Альфредом я не мог общаться на равных, но он мне запомнился как потрясающий человек-космос. Хотя в общении он был очень замкнутым, тихим и очень скромным. А космос, целый мир человеческих переживаний находил отображение в его музыке. Каждое его произведение заканчивается уходом души в свет, — отметил музыкант.

И всё то, о чём говорил Святослав Мороз, весь этот космос и мир в полной мере отобразились в том, что произошло на сцене концертного зала «Свиридовский». Альфред Шнитке проявился как обратная сторона Баха, как выход к свету через душевные страдания, которые бывают намного острее страданий физических.

И нет ничего удивительного в том, что весь зал оказался в состоянии какого-то гипнотического оцепенения. В течение всех 20 минут, которые звучала соната, все сидели не шелохнувшись, и еще какое-то время молчали после завершения, а затем громко аплодировали.

Но на этом концерт не закончился. После умопомрачительного модернизма Альфреда Шнитке, в качестве завершающего штриха прозвучало произведение удивительной судьбы – «Аве Мария» советского гитариста, лютниста и композитора Владимира Вавилова. Интересно, что при первом издании в 1970 году на пластинке «Лютневая музыка XVI-XVII веков» композиция была приписана анониму, а затем стали указывать имя итальянского композитора Джулио Каччини. Вот такая мистификация на уровне «Адажио» Альбинони, читай Ремо Джадзотто.

Под стать неземной красоты шедевру Вавилова оказался и голос Ольги Дьячковской.

Вернуться к списку

Загрузка...

читайте также:

Загрузка...