Сущность театра состоит в публичном зрелище, в контакте артиста и зрителя, поэтому связанный с коронавирусом режим самоизоляции, нанёс по всем театрам весьма болезненный удар. Какой же выход для своей деятельности нашли наши курские театралы? Как провели это время? С такими вопросами мы обратились к помощнику художественного руководителя Курского драматического театра имени Пушкина Ольге Люстик.
Да, для любого театра это безумно сложное время, рассказывает Ольга. Ведь самое страшное для артиста это когда нет живого контакта со зрителем. Артисты не могли выходить на площадки соответственно, работа вся остановилась. Уже на выпуске был «Саня, Ваня, с ними Римас». Под руководством режиссёра из Москвы Вячеслава Сорокина мы готовили его к годовщине Победы. И когда всё уже было готово, объявили, что что завтра мы не выходим на площадку. Для артистов да и для всей постановочной группы, это был эмоционально сильный удар.
Но сидеть без дела мы конечно не стали. Уже в начале апреля стали думать о том, как в сложившихся условиях занять артистов работой. Сначала мы немного растерялись и это понятно. Но затем
Перешли в онлайн-режим?
Да, полностью. Одноклассники, Вконтакте, Инстаграм в апреле, мае, июне мы собрали около 4800 подписчиков. Наиболее активной оказалась деятельность Вконтакте подписчики стали добавляться сотнями и стоит отметить, что не только куряне нас смотрят Питер, Самара, Нижний Новгород, Москва. Кроме того нас смотрят наши коллеги из Израиля и Польши те, кто работает в русских театрах.
Трудно конечно привыкнуть, что вся наша работа, всё что мы делаем, перестраивается в онлайн-режим. Но в создавшейся ситуации мы должны были найти какие-то плюсы. Недавно я участвовала в онлайн-конференции, которую проводил Союз театральных деятелей, по поводу сегодняшней онлайн-работы. И для многих наших сотрудников театра открылась возможность дальнейшего обучения. Я с апреля прохожу обучение по специальности «Театральный менеджмент».
Но главное мы запустили огромное количество проектов. В России мы на лидирующих позициях по онлайн-работе (не считая столичных театров). Среди наших проектов: «Театр в халате» юмористический проект а-ля «Прожекторперисхилтон». Развлекательное онлайн-шоу с элементами просвещения. Ведёт его наш бессменный ведущий Евгений Сетьков.
Мы запустили Онлайн-трансляции спектаклей. Практически каждый вечер мы транслируем спектакли. Это история нашего театра, некоторые постановки, которые на данный момент списаны. И недавние, и более давние например нашли записи с Антониной Губардиной. За это время мы показали 84 спектакля. Считаю, что это большой подарок для зрителя. Курские театралы со стажем помнят эти постановки. На днях мы показали «Шикарного мужчину», а 12 июня показываем «Обыкновенную историю». Главная наша цель не потерять своего зрителя. Ведь не только мы, но и наши зрители оказались в непростой ситуации. И материально, и психологически.
Успех нашей онлайн-работы обусловлен тем, что мы позиционируем живое общение. У нас огромное количество прямых эфиров. Это встречи с артистами, бутафорами, художниками, руководителями. Люди в любом случае ждут прямого общения даже и в таком формате. Со зрителями в прямом эфире общались Юрий Бурэ, Елена Гордеева, Евгений Сетьков, Сергей Малихов, Андрей Колобинин, Мария Нестерова. Провели большое количество мастер-классов, онлайн-интервью, очень много стихотворений записали, запустили циклы военных рассказов, юмористических, на следующей неделе планируем детские. А к Дню России у нас прямой эфир с Виктором Зорькиным.
В общем, это время мы использовали по максимуму, например, День Победы так активно мы никогда не отмечали. В целом, в онлайн-формате всё работает быстрее просмотры, реклама. Так что для театра для руководства, для артистов это новый опыт, новые возможности.
Но тем не менее оставаться в таком состоянии вы бы не хотели?
Нет, конечно! Театр не может существовать без зрителей, без живого контакта. Артисты работают для зрителя. Да и потеряли мы за это время много. Коронавирусная эпидемия дала понять, насколько уязвим человек, и каждая сфера деятельности. Но это должно нас только закалить.
В онлайн-формате мы работаем до конца июня. Что будет дальше, пока не загадываем. Тем не менее, активно работаем над спектаклем «8 любящих женщин» по Роберу Тома. Ставит его Александр Швачунов репетиции планировались на апрель. Ограничения пока ещё не сняли. Мы не рискуем нашими уважаемыми дорогими артистами. Ведь во время репетиций приходится трогать друг друга, целоваться, обниматься, и мы не имеем права рисковать.
Затем с начала июля отпуск, а на 2 августа у нас назначен сбор труппы. Надеемся, что к тому времени уже можно будет выйти на площадку.
Беседовал Олег Качмарский