Международные научно-образовательные Знаменские чтения смело можно назвать знаменательным событием в жизни православного Курска. В марте они прошли уже в тринадцатый раз и в год столетия революции были посвящены животрепещущей теме: «Российское общество и православная церковь: уроки истории».
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, село Вишнево
Четыре дня Курск принимал гостей, которые стали участниками форумов, конференций, круглых столов и даже фестиваля духовной музыки, прошедших на площадках всех высших учебных заведений областного центра, библиотеки имени Асеева, а также духовной семинарии.
И как всегда, на чтениях свои работы могли представить не только преподаватели истории и теологии, доктора наук и профессора, но и обычные старшеклассники, как это было, например, в школе № 18 имени А.С. Сергеева. Это среднее общеобразовательное учреждение является единственным, принимающим участие в Знаменских чтениях.
- В этом году исполнилось десять лет с тех пор, как мы проводим региональную открытую научно-практическую конференцию «Куряне – подвижники Святаго Духа». И с каждым годом наш форум становится все более востребованным и интересным, - отмечает директор школы Светлана Медвецкая. - И это не случайно, ведь пришло время вернуться к своим духовным корням и оценить, что же все-таки происходило с нашим народом в годы революции.
Как рассказала Светлана Геннадьевна, на форум было подано 46 работ из школ Курска и районов области. И строгое жюри, в составе которого были представители епархии, Свято-Троицкого женского монастыря, факультета теологии Курского госуниверситета и многие другие, было приятно удивлено тем, насколько серьезно и обстоятельно участники мероприятия подошли к своим работам.
К примеру, ученицы школы № 55 имени Александра Невского Анастасия и Валерия Леденевы создали небольшой документальный фильм о том, как в селе Шуклинка возрождался храм святого князя Александра Невского. И его главным героем стал ветеран Великой Отечественной войны Валентин Барышев. Валентин Степанович - обладатель ордена Александра Невского, а еще он сам искал спонсоров и подрядчиков, которые восстановили святыню.
Святой старец Марк Саровский
Пятеро учащихся под руководством педагога Людмилы Заречной из школы села Мокрушино Беловского района не только провели исследование, ради которого даже работали в архивах своего района, но и выпустили небольшую брошюру о храме Покрова Пресвятой Богородицы села Вишнево.
Церковь была построена в 1856 году, и ее посещали прихожане из близлежащих сел. Впервые она закрылась в период с 1930 по 1942 год, когда настоятеля – протоиерея Дмитрия Русовского - сослали в Сибирь. Потом храм, а вернее – его небольшая часть, которую верующим выделили, так как церковь была отдана под зернохранилище, действовал с 1943 по 1961 год.
Невероятной оказалась и история священника Дмитрия Русовского. Ребята нашли его правнучку – Наталью Коськову, которая рассказала о поистине трагической гибели своего прадеда.
После ссылки, в которой он провел почти 10 лет, отец Дмитрий вернулся в село Вишнево и продолжал служить, духовно окормляя совсем крошечную паству и никому не навязывая своих убеждений. Но все же это не давало покоя атеистически настроенной молодежи. Восьмого марта 1961 года подвыпившие молодые люди пришли в храм и жестоко избили священника.
Собрав последние силы, Дмитрий Русовский пришел домой. В этот момент его волновало одно: он не сможет больше служить.
От жестоких побоев священник страдал более шести месяцев и в октябре того же года умер. После его смерти храм закрыли и даже пытались разрушить, а восстанавливать его начали только в 1990 году.
Не менее интересным стало исследование учащихся школы № 18 Дарьи Гридиной и Анны Пучковой о святом старце Марке Саровском. Дело в том, что он, так же как и батюшка Серафим, был нашим земляком, но еще и подвизался в Саровской пустыни, где взял на себя подвиг молчания. Согласно исследованиям, Марк и Серафим не только жили и служили в одной обители, но и были дружны друг с другом.
После того как секции закончили свою работу, жюри подвело итоги и наградило лучших исследователей, отметив при этом, что их труд – это пусть и небольшой, но тоже духовный подвиг: ради родной школы, села или города, в котором они живут, а значит – и страны в целом.
Надежда Глазкова