«Задача религии собирать людей в храм, а мне приходится призывать их сидеть дома»


Как курские верующие воспринимают эпидемию коронавируса


«Задача религии собирать людей в храм, а мне приходится призывать их сидеть дома»

В условиях режима самоизоляции недавняя Пасха-онлайн без массовых мероприятий и с закрытыми кладбищами для многих верующих стала настоящим потрясением. На эту тему среди самих православных разгорелись очень жёсткие споры. Но беспрецедентные антиэпидемические меры стал испытанием не только для православных. Представители других как христианских, так и нехристианских конфессий также оказались в непростой ситуации. Мы поговорили с ними о том, как эти люди воспринимают эпидемию.

Богослужение без прихожан

– Этот момент нам ещё только предстоит осмыслить, – говорит ректор Курской духовной семинарии отец Симеон Томачинский. – Ведь ничего подобного в таких масштабах доселе не бывало. Для не просто номинально православных, а воцерковленных людей отсутствие живого богослужения может восприниматься как настоящая катастрофа. А каково остаться без Пасхи для людей преклонных лет? Ведь для них эта Пасха может быть последней! Поэтому онлайн-платформа лишь в малой мере может заменить реальную службу, а причащение и другие таинства в дистанционном режиме просто невозможны. Невозможность причаститься – для верующего это трагедия. К счастью, в Курске не было жёсткого тотального запрета на посещение Пасхальных богослужений. И мы благодарны за это как нашему церковному, так и светскому руководству. Что же касается богослужений как таковых, то они проводятся на постоянной основе – только без прихожан.

Очень похожие регулярные непубличные богослужения проводятся также и в Приходе Успения Божией Матери Римско-католической церкви – том самом костёле, где когда-то венчался знаменитый художник Казимир Малевич. Потенциальными прихожанами являются здесь все католики, проживающие в Курской области. Если оценивать их количество, то всех прихожан можно разбить на две группы – местные жители и иностранные студенты. По самым большим праздникам на русскоязычной литургии бывает около 120 человек, а в обычное воскресенье, когда приходят иностранные студенты, это по 70-80 человек, всего за год порядка 130 человек.

– Богослужения без народа – это совершенно новый, и весьма болезненный опыт, как для священника, так и для прихожан, – отмечает настоятель Прихода Успения Божией Матери отец Кшиштоф Буяк. – В этом году наша Пасха была на неделю раньше, чем православная. Ещё до введения в Курске режима самоизоляции наш епископ – архиепископ Московский – принял решение о временной приостановке публичных богослужений. Но индивидуально человек может прийти – попросить об исповеди, о святом причастии, либо помолиться в храме. А на Пасху я проводил все богослужения без участия народа. Прихожане могли смотреть разные трансляции – из нашей епархии, из кафедрального собора, и даже из самого Ватикана. До самого последнего времени папа Франциск каждый день служил утреннюю мессу – и она транслировалась на весь мир. Только сейчас эта практика прекращена, поскольку в Италии вновь открылись храмы, и желательно, чтоб люди не привыкали к трансляции, а шли на реальные богослужения.

Домашняя церковь

В меньшей степени от режима самоизоляции пострадали евангельские христиане-баптисты. Как объяснил пресвитер церкви Евангельских христиан-баптистов «Благодать» Сергей Малов, их церкви устроены по общинному принципу (в отличие от приходского). То есть посетителями здесь в основном являются люди, принявшие крещение по вере взрослыми, а также их дети. В обычной обстановке все члены церкви регулярно, как правило, раз в неделю или даже чаще, посещают Богослужения. Кроме того, функционирует несколько хоров, оркестров, воскресная школа, группы по изучению Библии, молодежные группы и т. д. Всего этого христиане-баптисты сейчас лишены, и, конечно, они это ощущают.

– Режим самоизоляции для нас является трудным временем, но, тем не менее, мы считаем, что это некритично, – делится мыслями пресвитер. – По вероучению баптистов, а оно основано на Евангелии, верующие люди, являющиеся членами церкви, составляют не только поместную церковь (например «Благодать»),  но и «домашнюю церковь». Христос сказал: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» Ев. Матфея 18:20. На этом мы сейчас и делаем акцент, на домашней церкви.

Мы призываем молиться дома в семьях, вместе читать Библию, петь, проводить домашние Богослужения. Что многие делали и раньше. Также мы регулярно, раз в неделю осуществляем онлайн трансляции  воскресных Богослужений на сайте церкви. Мы вели записи своих служений и публиковали их на церковном сайте уже более восьми лет, так что перейти к прямой трансляции не составило большого труда.  Кстати, количество просмотров за время самоизоляции значительно возросло.

Кроме того, ежедневно мы записываем небольшие пастырские проповеди, и также выкладываем их в Ютубе на церковном сайте.  Стараемся больше общаться по телефону, поддерживать связь друг с другом. Для нас церковь это семья, и мы хотим эти  семейные отношения сохранить. Но, конечно, мы молимся, чтобы эта ситуация скорее разрешилась, и мы смогли иметь личное общение, потому что для нас это важно.

Пожертвования онлайн

А у мусульман один из важнейших праздников Ураза-Байрам приходится на 24 мая. Это праздник разговения, окончания поста, знаменующий победу духа и направляющий человека сохранять и приумножать нравственные ценности ислама, совершать добрые дела, жить в гармонии и дружбе с другими людьми. До этого дня каждый мусульманин, как предписано в Коране, обязан выплатить закятуль фитр – пожертвование с каждого человека традиционно 3,5 кг пшеницы или, как принято сегодня, порядка 100 рублей.

– На нашей религиозной деятельности нынешняя ситуация, конечно, отразилась негативным образом, – признает имам-хатыб Курской области Иса Салимсултанов. – Потому что суть деятельности любого религиозного руководителя состоит в том, чтобы призвать как можно больше людей в храм, к покаянию, к единству. А в данном случае мне как имаму приходится наоборот – призывать к тому, чтобы люди сидели дома.

Преодолеть это противоречие не так просто. Но учитывая, что религия направлена также и на сохранение здоровья людей, удаётся найти правильное объяснение, почему люди должны находиться дома даже в большие религиозные праздники. Мы настойчиво рекомендуем, чтобы все мусульмане соблюдали режим самоизоляции во время праздника Ураза-Байрам 24 мая. Чтобы не ходили в гости друг к другу. Сегодня есть возможность поздравить друг друга по видео- и аудио-связи. А молитву в этот праздник нужно совершить в кругу семьи.  И пожертвование тоже необходимо произвести в режиме онлайн.

Мусульманская община в Курской области насчитывает около 300 активных участников – регулярно посещающих Богослужения в молебных домах, а всего в регионе проживает несколько тысяч мусульман.

Нужно переждать и всё восстановится

Временно приостановила публичную деятельность и Курская синагога. Интересно, что буквально перед введением режима самоизоляции, 8 марта в Курской синагоге читалась и обсуждалась недельная глава Торы Ки Тиса (Исход. 30:11 – 34:35), о том, как дети Израиля в нарушение заповедей поклонились «золотому тельцу», за что навлекли на себя гнев Божий.

Сейчас собрания в Курской синагоге не проводятся, однако, как считает председатель Еврейской национально-культурной автономии Курской области Борис Динер, нужно просто переждать эти неблагоприятные времена – и всё обязательно восстановится.

Пострадали в этой связи и курские кришнаиты. Ещё до введения режима самоизоляции – 10 марта – были запрещены массовые мероприятия. А у них на 2 апреля планировался праздник Раманавами – Явление господа Рамачандры. Пришлось его перепланировать и провести в режиме онлайн.

– Конечно, это не полноценная замена, поскольку хочется личного общения, – признаёт руководитель Курского «Общества Сознания Кришны» Валерий Попов. – Но если есть опасения, то лучше воздержаться. Коронавирус – это вполне серьёзно. Лично я не подвержен по этому поводу излишней панике, но и не сторонник «теории заговора», что болезни, якобы, не существует. Придерживаюсь разумной золотой середины.

Считаю, что здоровье и жизнь человека должны стоять на первом месте. Поэтому меры безопасности мы приняли сразу – закрыли на это время свой храм на 6-й Восточной, перешли в онлайн. Только тот, кто там проживает, осуществляет внутренне служение. Никаких программ, никаких праздников в этот период времени не проводилось.

Испытание или наказание?

Согласно христианскому – и не только – вероучению, ничего не происходит без Божьего соизволения. И поэтому нынешнюю ситуацию представители практически всех конфессий воспринимают не иначе как Божье попущение, как испытание на стойкость, посланной для того, чтоб человек сделал правильные выводы.

– Это как сигнал от Бога, как вразумление за грехи, – отмечает отец Симеон Томачинский. – А кроме того, это испытание открывает для нас новые возможности. Для верующего человека это время для углублённой молитвы, для чтения Библии. Для всех людей это новый опыт общения в семье, возможность для самообразования. Иными словами, нет худа без добра.

Если же воспринимать эту коронавирусную напасть как испытание для всего человечества, то Бог ставит перед нами задачу – чтоб  в тяжелом испытании найти позитивный выход. Перед лицом общей беды прийти к общности, к единению человечества, к осознанию того, что мы должны помогать друг другу. То, как мы распорядимся собственной судьбой, зависит, прежде всего, от нас. Будем ли мы злиться и раздражаться по каждому поводу или постараемся «извести драгоценное от ничтожного», как говорится в Библии.

Мысль православного отца Симеона развивает католический священник Кшиштоф Буяк:

– Испытание – это точно. Нельзя сказать, что это наказание, поскольку этого мы знать не можем. Но знаем, что Господь допускает разные трудные моменты – различные катаклизмы, цунами, землетрясения. И мы понимаем, что все несчастья в том или ином виде – это косвенно последствия первородного греха человека. Человек как самое любимое Божие творение отпал от Бога, отверг Его любовь, и эта разрушительная сила отразилась на всём мироздании. Потому трудные моменты мы всегда воспринимаем как испытания с призывом обратиться к Богу, к перемене своей жизни, к тому, чтобы мы в любой момент были готовы к окончательной встрече с Господом. Мы веруем в том, что поскольку Господь нас любит, он всё в конечном итоге обращает нам во благо.

Что же касается конкретных уроков эпидемии, отец Кшиштоф, прежде всего, обращает внимание на осознание того, что самое для нас привычное может в любой момент прекратиться.

– Как будто грунт из-под ног уходит. Как при землетрясении – мы думали, что земля это самое прочное, а тут и она рушится. И тогда приходит страх, мы чувствуем себя очень хрупкими. Чтобы использовать этот момент во благо, необходимо развивать в себе доверие к Богу. Это называется смирение, когда ты осознаёшь, что сам по себе ничего не можешь. Всё что тебе даётся – это дар. Мы привыкаем, что всем этим владеем, а тут один маленький вирус – и оказывается, что мы ничем не владеем.

– С точки зрения ислама вся жизнь человека – это, по сути, испытание, – говорит имам-хатыб Курской области Иса Салимсултанов. – И в этой жизни Аллах Всевышний испытывает своих рабов – катаклизмами, болезнями, лишениями. Всё это испытания, смысл которых состоит в том, чтобы грешный человек принёс покаяние, а праведный – укрепился в своей праведности.

– Так же как и христиане, мы считаем, что без воли Господа и травинка не шелохнётся, – отмечает руководитель Курского «Общества Сознания Кришны» Валерий Попов. – Поэтому для нас этот период необходим для укрепления веры. Достаточно тяжело, хочется общения, люди скучают, хочется что-то делать. Но это время нужно потратить на самоуглубление, на постижение заповедей «Бхагавад-Гиты», на внутреннее самоочищение.

А вот представители старообрядцев убеждены, что нынешняя эпидемия коронавируса – это Божье наказание за то, что люди просто погрязли в грехах. Впрочем, комментировать ситуацию более подробно курские старообрядцы отказались:

– Мы хотим спокойно молиться, а во всю эту политику вмешиваться не желаем, – таков был ответ.

Альтернативный взгляд

Совершенно иную позицию в отношении коронавируса занимают буддисты и родноверы.

Для буддистов нынешняя эпидемия – это событие, совершенно естественное для материального мира, соответствующее Первой благородной истине, в которой говорится, что жизнь – это страдание. Но жизнь по сути – это иллюзия, майя, Колесо Сансары. Будда же указал на путь выхода из этого колеса перерождений, Восьмеричный путь достижения Нирваны, одним из звеньев которого является правильное видение. И нынешняя эпидемия для истинного буддиста –это преходящая конфигурация элементов, столь же непостоянная как, например, рябь на воде. Как и всё, что происходит в иллюзорном мире.

В определённом аспекте с буддистским взглядом созвучен родноверский:

– Всё зависит от того, насколько развит человек, какими глазами он смотрит, и что он хочет видеть, на чём он делает акцент, на чём сосредотачивает внимание, – говорит ведический психолог из Курска Ведара. – Я не делаю акцент на этом вирусе. Считаю, что раздувать эту историю не нужно. Это просто рядовое событие в жизни человечества. Это не тот вирус, который положит конец развитию нашей цивилизации. Думаю, что это политический ход, выгодный кому-то и зачем-то. Но мы не узнаем об этом никогда, потому что нам никто об этом не скажет. Ну и слава Богу, поскольку каждый человек в первую очередь должен обратить внимание на себя и своё развитие. И уже исходя из этого, если он будет расширять своё сознание, убирать внутренние ограничения – заложенные родителями, им самим, обществом – тогда человек может развиться в очень совершенную сущность.

Что же до вируса, Ведара считает, что он и дальше будет нас беспокоить, и мы периодически будем проходить через очередную волну эпидемий. Это всегда было и будет. Но напрягаться по этому случаю совершенно не стоит.

Отношение к вакцинации

В качестве выхода из ситуации многие называют создание вакцины. Но, как известно, очень многие верующие, независимо от кофессий, вакцинацию не одобряют.

– Отношение к вакцине и вакцинации в обществе очень неоднозначное, – размышляет отец Симеон. – И это понятно, ведь даже и с нынешними тестами часто творится полная неразбериха. Поэтому если вакцина от коронавируса будет получена, то вакцинация должна быть исключительно добровольной, но никак не принудительной. В этом смысле всё в наших руках – всех вместе и каждого по отдельности – в какую сторону двигаться, и какие извлекать уроки из создавшейся ситуации.

– Эта болезнь не из тех, что напрямую убивает половину общества, – соглашается отец Кшиштоф. – Это не чума, не проказа, не чёрная оспа. Она больше похожа на грипп. Я считаю, что никакой принудительности здесь быть не должно. Ну разве что в каких-то специфических условиях, где человек ежечасно рискует – например, если он постоянно работает в инфекционных отделениях. А в целом, конечно, только добровольно. Как прививки от гриппа. Тем более что вирус мутирует, и созданная вакцина уже не годится для другого штамма. Я лично больше надеюсь на создание эффективных антивирусных средств, а также на выработку коллективного иммунитета.

Олег Качмарский